Цель: дать понятие о гибкости в общении и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки конгруэнтности или неконгруэнтности.
— определить понятие гибкости в общении;
— потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях;
— стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;
— научить учащихся адекватно выражать свое внутреннее состояние, став более конгруэнтными.
Для эффективного общения очень важно умение понимать другого человека. Но невозможно понимать других, если не знаешь и не понимаешь самого себя: какой ты, каким тебя видят другие, почему в разных ситуациях и с различными людьми ведешь себя по-разному, каким бы ты хотел быть? Если ты узнал самого себя, научился понимать свои желания и цели, то тебе будет значительно легче разбираться в других людях, их характере, поведении, стремлениях. Все, кто хочет лучше узнать себя, могут начать с такого упражнения.
Упражнение «Кто я?». В течение 10 минут напишите 15 ответов на вопрос: «Кто я? Какой я?». Например: «Я — ученик», «Я — украинец», «Я люблю бегать по утрам» и т.д.. Уделите внимание особенностям, свойственным именно вам, а не многим людям вообще (типа «Я — человек»).
Обсуждение. Что было сложным? Могли бы вы написать больше 15 предложений (20, 25, )?
Много нового о себе поможет вам узнать следующее упражнение.
Упражнение «Круг ролей». Выполняется самостоятельно. Нарисуй на листе круг. Сейчас вам требуется представить, какими разными вы бываете в разных ситуациях с разными людьми — многообразие твоих ролей в контактах. Например, с родителями ты — Сын или Дочь, с друзьями — Сашка-Классный Пацан, в школе — Петров-Двоечник, в троллейбусе — Лохматый С Рюкзаком и т.д. Вспомни всё, каким ты бываешь. Круг на листе — это весь Ты в целом, а роли — части тебя. Отделяй в круге кусок-сектор для каждой роли и внутри пиши, как она называется. Названия ролей могут быть очень разными: обычные или значение которых знаешь только ты, серьезные или с юмором, может быть ты захочешь представить какую-то часть себя каким-то животным («В дружбе я верный как Собака, на тренировке я неуловимый как Хорек, если меня обидят, то я коварно отомщу как Змея, иногда я передразниваю кого-то как Мартышка, ). Так как это задание — только для тебя лично, и никто не увидит, что ты писал, то постарайся не льстить себе и пиши свои не только положительные, но и отрицательные проявления. Твоя задача — описать себя как можно полнее, чтобы лучше себя узнать. У каждого из нас есть хорошие и плохие стороны, из их единства и складывается наше Я. Итак, составляй свою Личность-Круг из Кусочков-Ролей и смотри, сколько в тебе всего многого разного.
Обсуждение. Что нового вы о себе узнали? У кого сколько ролей? Кто-то хочет прочитать некоторые из них? Тяжело ли было писать о себе, узнавать себя?
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость — умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая — внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем — он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, — и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
— поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами,
;
— представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным,
);
— скажите собеседнику комплимент;
— задайте человеку один интересующий вас вопрос;
— перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
— в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы — его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
— рядом с вами — расплакавшийся ребенок, успокойте его;
— вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном;
— придумайте одно свое задание и сделайте его.
Обсуждение. Что вам понравилось? Что не понравилось? Что было полезно?
А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные — умение «читать» состояние и настроение человека по его внешнему виду.
Упражнение. Учитель на ухо называет добровольцу состояние, которое он должен продемонстрировать перед классом своим поведением — всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл). Водящий сменяется после каждого задания. Список состояний:
— хочу спать;
— я устал;
— я уверен в себе;
— вообще-то я белая и пушистая;
— как вы мне все надоели;
— пожалей меня;
— у меня хорошее настроение;
— обратите на меня внимание;
— а у меня по контрольной «12»;
— ой, боюсь, боюсь;
— у меня есть тайна;
— мне это нравится;
— мне скучно;
— я вам всем покажу!;
— я стесняюсь;
— ну почему все так плохо;
— ребята, давайте жить дружно.
Обсуждение. Что понравилось — не понравилось? Что было трудно?
На следующем занятии мы поиграем в антивариант этого упражнения.
Для успешного общения важна гибкость в установлении и поддержании контакта с собеседником как способ реагирования на сигналы обратной связи, а также умение узнавать состояние человека по внешним признакам.
1. Что такое гибкость в общении?
2. Что мы тренировали сегодня в упражнениях? Зачем?
3. Что нового, полезного вы узнали?