Сенсорная острота (Учимся чувствовать и наблюдать)

Цель: развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки.

Задачи

— дать понятие сенсорной остроты и ее важности в процессе общения;
— повысить чувствительность восприятия;
— практически опробовать навыки калибровки (узнавания определенного состояния человека по его невербальным сигналам-изменениям).

Ход урока

Еще одним важным для успешного общения качеством является способность замечать малейшие изменения в состоянии и поведении собеседника, изменения жестов, мимики, позы, интонации, взгляда и микроизменения в цвете кожи, в дыхании, в напряжении или расслаблении мышц лица. Такая повышенная чувствительность и наблюдательность называется сенсорной остротой. Она помогает нам лучше понять собеседника, его внутреннее состояние, реакцию на наши слова. С учетом того, что мы заметили и нужно строить дальнейшее общение (о чем-то умолчать, что-то узнать подробнее, что-то разъяснить, какую-то тему не затрагивать и т.п.). Для получения информации мы пользуемся каналами восприятия (зрение, слух, ощущение), поэтому, прежде чем начать тренировать чувствительность, следует «прочистить каналы» — привести их в хорошее исходное состояние. Сделаем такое упражнение.

Упражнение.
— Задание — 3 минуты видеть. Выберите себе точку, в которую можете смотреть, не напрягаясь, и смотрите, замечая все, что видно: узор на линолеуме, трещины, пятнышки, луч света и т.д.
— Следующее задание — 3 минуты слышать. Слушайте звуки вокруг (можно закрыть глаза), их, оказывается, множество: машина проехала по улице, кто-то уронил ручку, шум своего дыхания, стук на нижнем этаже и т.д.
— Следующее задание — 3 минуты чувствовать. Почувствуйте, как спинка стула упирается вам в спину, как рука подпирает голову, как ноги давят на пол, как тяжела одежда и т.д.

Обсуждение. Что вы чувствовали? Отличается ли это от обычных ощущений?

Теперь, когда наше восприятие «очистилось» и обострилось, можно его тренировать дальше.

Тренировка слуховой чувствительности. Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Водящий садится спиной, а остальные будут хлопать в ладоши и называть затем свое имя. Хлопок каждого должен отличаться: тихий или громкий, звонкий или глухой, одинарный или сдвоенный и т.п.. Водящий должен запомнить, кто как хлопает. Затем участники по очереди хлопают, не называя имени, а водящий отгадывает, кто это был. Если он ошибся, назовите правильное имя. Меняйте водящего через 5-6 правильных ответов. Пусть все поотгадывают.

Тренировка ощущений. В группе из 3-4 человек водящий садится спиной. Каждый по очереди подходит к нему сзади и нажимает на плечи, называя свое имя. Каждый должен нажимать по-разному: сильно или слабо, резко или медленно, энергично или нежно и т.п.. Водящий должен понять, кто как нажимает, и затем уже сам отгадывать имя. Меняют водящего через 5-6 правильных ответов.

Обсуждение. Кто как определял имя хлопающего или нажимающего? Что было труднее всего? Что было приятно, а что — неприятно?

Теперь потренируем наше умение устанавливать контакт с собеседником, подстраиваться под него, согласовывать с ним свои действия. Начнем с самого простого — телесного уровня.

Упражнение «Зеркало». Станьте в пары со своим соседом по парте. Один из вас будет «зеркалом» и будет повторять, «отражать» все, что делает «смотрящийся в зеркало». Просьба к «смотрящимся» — не принимать экзотических, трудноповторимых поз: ведь они потом сами будут «зеркалами». Итак, «смотрящийся» — двигается, «зеркало» — повторяет. Затем поменяйтесь ролями.

Для тех, у кого уже хорошо получается простое «Зеркало» — более сложный вариант

«Зеркало со спичками». Делайте то же, но — поставив между правой ладонью одного и левой ладонью другого спичку перпендикулярно. Двигайтесь, удерживая спичку между ладонями. Затем сделайте то же с двумя спичками (в другой ладони).

Обсуждение. Что было легко, что тяжело? Что понравилось?

А хотите научиться отгадывать мысли другого человека? Потренируйтесь делать это в следующем упражнении.

Упражнение «Штирлиц». Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Выберите водящего. Сейчас вы будете задавать ему вопросы и очень внимательно наблюдать не за тем, что он отвечает, а за его внешним видом: глаза, зрачки, кожа, жесты, мимика, мелкие движения, поза и т.п.. Ваша задача — понять, какими внешними изменениями сопровождаются его ответ «да» и его ответ «нет». Сначала задайте ему 3-4 вопроса, на которые вы однозначно получите ответ «да» («Ты ученик?», «На тебе черные брюки?» и т.д.). Водящий отвечает вслух. Затем задайте 3-4 вопроса, на которые вы однозначно получите ответ «нет» («Ты сейчас на улице?», «Тебе 20 лет?» и т.п.). Водящий пока отвечает вслух. Когда вы уже поняли, чем внешне отличается его «да» от «нет», начинайте задавать любые другие вопросы с ответом «да» или «нет», но водящий отвечает на них про себя. Если вы ошиблись, пусть он вас поправит. Может, потребуется вернуться к ответам вслух. После 5-6 вопросов смените водящего.

Обсуждение. По каким признакам вы угадывали правильный ответ?

Надеюсь, вы научились отгадывать мысленные ответы вашего собеседника и поиграете в эту игру со своими друзьями и близкими, удивляя их «телепатическими способностями».

Вывод

Одним из важнейших навыков эффективного общения является сенсорная острота как метод получения обратной связи о развитии коммуникативного процесса.

Вопросы

1. Что вы понимаете под сенсорной остротой?
2. Зачем стоит ее тренировать? Как это помогает в общении?
3. Что было самым легким и почему? Что было труднее всего и почему?