Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния.
— рассмотреть основные процессы памяти и их особенности;
— изучить различные виды памяти и их функцию;
— понять различие механического и смыслового запоминания;
— научиться использовать различные виды смысловых связей и мнемонические опоры для запоминания информации;
— определить факторы забывания;
— научиться запоминать быстро, осмысленно, эффективно.
Очень интересный вид мнемонических опор — пиктограммы. Это такие рисунки, где не используются цифры, буквы, математические знаки и другие общеизвестные символы. Типичный пример пиктограмм — индейское или аборигенское письмо. У некоторых народов нет письменности, поэтому, желая передать какое-то сообщение, вдобавок скрыв его смысл от непосвященных, они рисуют значки типа: «идешь по дороге» — линия, «мимо леса» — несколько изображений деревьев, «проходишь стойбище врагов» — рисунок вигвама с черепом на верхушке и т. д.. Попробуйте запомнить информацию с помощью пиктограмм.
Упражнение. Учитель по очереди читает словосочетания, а ученики к каждому из них делают небольшой рисунок, который помог бы им запомнить это словосочетание, и потом по рисунку можно было бы его воспроизвести. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, формулы. Словосочетания: веселый праздник, грустный день, неожиданная находка, приятное воспоминание, болезнь, успех, старый знакомый, злейший враг, мода, вдохновение. Нумеруйте изображения. Нарисовав по очереди все рисунки, постарайтесь точно, дословно, воспроизвести все словосочетания.
Обсуждение. Насколько помогают пиктограммы в запоминании слов?
Таким образом, мы выяснили, что для лучшего запоминания материала его требуется осмыслить и повторить несколько раз. А вот чтобы лучше запомнить зрительный образ (картину, пейзаж, человека) можно сделать следующее. Взглянув внимательно на пейзаж, несколько раз подряд закройте и откройте глаза, сравнивая при этом то, что вы видите и что представляете. От раза к разу ваше представление будет становиться ярче, богаче, отчетливее, зрительный образ в памяти будет более полным.
Еще в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом при исследовании механического запоминания и воспроизведения материала была получена кривая забывания (кривая Эббингауза). Оказалось, что 50% механически вызубренного забывается в течение часа. Через день сохраняется около 30% запомненного. Эффективность осмысленного запоминания примерно в 25 раз выше, чем при механическом заучивании. Материал, запомненный по смыслу, сохраняется значительно дольше, хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет рано или поздно забыт.
Кроме количества времени, прошедшего с момента запоминания, на качество воспроизведения влияет та деятельность, которой человек занимался в промежутке. Если после заучивания вы занялись чем-то, тем более — чем-то схожим с запомненным материалом, то вспомнить его вам будет значительно труднее. К примеру, выучив фразу иностранного языка, вы продолжаете читать иностранный текст, — тогда вероятность вспомнить потом выученную фразу невелика. Правильно подмечено многими людьми: хорошо учить что-то на ночь. Ведь потом заученная информация не будет «затираться» информацией извне. Полезно повторить выученное перед сном, а утром вспомнить «на свежую голову». Забывание происходит медленнее, когда между запоминанием и воспроизведением человек ничем не занимается или спит, чем если он занят каким-то делом.
Нелегко бывает запомнить то, что нужно. Но иногда еще труднее забыть.
Упражнение. В течение трех минут постарайтесь не думать о белом медведе. Просто сидите молча, думайте о чем угодно, но — не о белом медведе.
Обсуждение. Признайтесь честно: кому не удалось не думать о белом медведе? Не удалось всем. Ведь забывание — непроизвольный процесс.
Что делать, чтобы уменьшить забывание?
— Осмыслять информацию, а не механически заучивать. Зубрежка приемлема только тогда, когда вы точно знаете, что эта информация вам никогда не понадобится, вам нужно ее выучить и сдать «для галочки». То, чем вы планируете пользоваться в дальнейшем, лучше понимать.
— Повторять информацию. «Повторение — мать учения». Первое повторение нужно сделать через 40 минут после заучивания (чтобы не забылось в течение часа). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери для забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, затем — по одному повторению в день.
— Заучивайте в период своей наилучшей работоспособности. У одних это утро, у других — вечер. Не учите днем, среди других дел.
— Учите сначала медленно, осмысливая, а затем — быстро, запоминая. При заучивании не связанного между собой и обширного материала лучше разбить его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, чтобы заучить 40 названий, разделите их на 4-5 групп, возможно более однородных, в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве.
— Пользуйтесь выученным. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Именно поэтому можно учить иностранный язык годами на Родине, но выучить его за месяц, находясь среди носителей языка в другой стране.
Скорее запоминается то, что объединено какой-либо общей мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.
Забывание может быть обусловлено защитными механизмами психики. Человеческая психика устроена так, что неприятные, травмирующие переживания чаще всего забываются, а приятные — остаются в памяти. Исключение составляют события, сильно потрясшие нас, — их мы помним долго, независимо от того, хорошие они или плохие. Если бы все тяготы беременности и родов женщины помнили лучше, чем радости материнства, мало кто из них захотел бы иметь второго ребенка и род человеческий давно бы перевелся. Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности, значит, были бы прирожденными пессимистами, а человек от природы оптимист.
Задание. А теперь закройте тетради и еще раз назовите те словосочетания, которые вы запоминали с помощью пиктограмм. Затем проверьте себя, открыв тетради.
Обсуждение. Каковы результаты? О чем они говорят?
Память — основа психической деятельности человека, его мышления и поведения.
1. Что такое память и каковы ее функции? Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
2. Каковы основные процессы памяти?
3. Какие виды памяти вы знаете?
4. Для чего служат мнемонические опоры? Что такое пиктограммы?
5. Каковы факторы забывания?
6. Как уменьшить забывание выученного?