Вы здесь

Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». (часть 1)

Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.

Задачи

— рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции;
— определить правила обратной связи;
— овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи;
— повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи;
— научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать;
— дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей.

Часть первая

Ход урока

Выполняя на прошлых занятиях упражнения на тренировку навыков эмпатии и рефлексии, мы старались научиться чувствовать и понимать себя или партнера. Надеюсь, у нас это получилось. Нам осталось поработать над тем, как дать понять собеседнику, что мы его слышим, понимаем, одобряем, как выразить наше к нему отношение. Ведь если оно положительное, то человек охотно продолжит общение. Подобное «сообщение», адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки выступает в качестве обратной связи в общении. Сюда входят особенности вашей речи и поведения, помогающие партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии или, наоборот, могущие ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы.

Обсуждение. Как можно выразить свое отношение к собеседнику? Вспомните ситуации, в которых поведение вашего собеседника помогало или мешало общению. Как это проявлялось? Что вы при этом чувствовали?

Большинству людей интересно, как их воспринимают окружающие — если не все, то хотя бы близкие и значимые люди, мнением которых мы дорожим. Узнавая мнения разных людей о себе, как бы видишь себя с разных сторон, открываешь новое о себе, создаешь более объективный образ себя, лучше понимаешь, какой ты.

Упражнение «Значимые люди». У себя в тетрадях опишите или нарисуйте трех или больше значимых для вас людей. Напишите, почему их мнение вам важно?

Обсуждение. Кто такие «значимые люди»? Как они становятся значимыми? Поднимите руки, у кого больше трех значимых людей? Насколько для вас важно мнение окружающих? Хотелось бы вам стать менее (или более) зависимым от их мнения? Как этого достичь?

Если вы хотите, чтобы собеседник охотно с вами общался, будьте открытыми и искренними. Будьте естественными, самими собой, а не «стройте из себя» кого-то, кем вы не являетесь. Получив обратную связь о том, что вы искренне и дружелюбно настроены к человеку, не таитесь, не интригуете, — он сам начнет вам доверять. Однако, умение давать и принимать обратную связь требует не только навыков, но и смелости — ведь приходится открыто выражать свою точку зрения о человеке или ситуации. Гораздо легче лицемерно поддерживать со всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,- но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношения и готовности помочь.

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

Обсуждение. Соблюдаете ли вы правила обратной связи в общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правила вы могли бы добавить от себя?

Упражнение «Автопортрет инкогнито». На отдельном листке нарисуйте свой автопортрет: по-серьезному или шуточный шарж, или в символах, или в виде животного или как-то еще. Не подписывайте! Все автопортреты сдаются учителю, и на следующем занятии мы поотгадываем, чьи изображения перед нами.

Продолжение здесь