Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении (часть 1)

Цель: овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника.

Задачи

— ознакомиться с понятиями эмпатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника;
— рассмотреть уровни общения и виды взаимопонимания на каждом уровне;
— в тренинговых ситуациях освоить начальные навыки эмпатического восприятия собеседника (умение выражать эмоции и понимание эмоционального состояния другого человека);
— освоить навыки саморефлексии;
— научиться рефлексировать личностные особенности других людей.

Часть первая

Ход урока

В чем состоит цель межличностного общения?

Обсуждение. Как вы думаете, для чего люди общаются? Зачем делятся друг с другом своими радостями и горестями? Могут ли они не делать этого?

Так как человек — социальное существо, живущее среди людей, то потребность в общении, переходящая в потребность в понимании и одобрении, является одной из базовых потребностей. Существует несколько уровней общения, на каждом из которых различна степень взаимопонимания партнеров:

1. Социально-ролевой уровень. Здесь важно знание социальных норм и требований и умение им соответствовать. Вы выстраиваете свое поведение по «писаным и неписаным» правилам культуры и этикета, «как положено». Общение при этом формально — индивидуальные свойства человека проявляются минимально, он ведет себя «как все». Например, в общественном транспорте требуется уступать место пожилым людям и пассажирам с детьми, терпеливо относиться к пространственной стесненности и постоянным просьбам передать деньги на билет. И хотя не исключается духовное общение (когда вдруг разговорились на интересующую обоих тему), никто не станет предъявлять претензии случайному попутчику по поводу его формальных ответов или невнимания. А вот отказ в просьбе передать билет вызовет вполне естественное возмущение — ведь вы нарушили «неписаное» правило взаимодействия. На этом уровне все мы являемся как бы частицами некоего механизма, для функционирования которого требуется согласованное взаимодействие всех его «гаечек» и «винтиков». При этом каждая «гаечка» должна минимально проявлять свои личные особенности и максимально соответствовать общепринятому способу поведения. Достаточно внешнего (поведенческого) уровня понимания — согласия и его демонстрации. В данном случае искренность чувств и поведения — желательное, но не обязательное условие.

2. Деловой уровень. На этом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. В деловые отношения мы вступаем с коллегами по учебе и работе, а также с людьми, которые разделяют наши увлечения в различных неформальных объединениях (кружки, клубы, общение по Интернету и т.д.). Основной принцип здесь — рациональность (поиск средств повышения эффективности сотрудничества). При этом недостаточно внешней демонстрации формального согласия, оно должно быть искренним — требуется осмысление как форма более глубокого проникновения в ситуацию. Только при понимании того, что происходит, и личной заинтересованности в исходе дела, возможно достижение цели.

3. Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением в внутренний мир других людей, прежде всего близких (членов семьи, друзей, любимых). Основной принцип такого общения — высокий уровень понимания и принятия — эмпатия. Это способность эмоционально воспринять другого человека, настроиться на его «волну», прочувствовать его внутренний мир и принять его со всеми его мыслями и чувствами. Неуместны критика и оценки, вы принимаете партнера таким, какой он есть. Это самое приятное и ценное общение, оно требует душевных затрат, но приносит большую отдачу.

Обсуждение. Приведите примеры разных уровней общения. Почему в разных ситуациях нужно общаться по-разному? Например, можно ли со всеми общаться по-деловому? Или интимно-личностно? Или постоянно играть какую-то роль?

Способность к пониманию у разных людей различна. Выделяют три уровня ее развития:

1) общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную «слепоту» к состоянию, переживаниям, намерениям другого человека, не замечая их;
2) по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого — ему кажется, что иногда он «чувствует» партнера;
3) человек умеет сразу войти в состояние партнера, чувствуя его эмоциональное состояние не только в отдельных ситуациях, но на протяжении всего взаимодействия.

Способность к эмпатийному пониманию у разных людей различна. Одни люди лучше «чувствуют» окружающих, с полуслова понимая твое состояние, иногда даже не нужно ничего говорить. Другие не могут понять тебя, даже если ты прямым текстом говоришь о своих переживаниях — они как будто слышат только себя, а тебя — нет. Умение понимать эмоциональное состояние другого можно тренировать.

Упражнение. Класс делится на две группы. Каждая группа по очереди загадывает эмоциональное состояние и демонстрирует его (все члены группы или несколько человек) без слов и звуков, используя мимику, жесты, движения и т.п.. Другая группа отгадывает. Затем от простых эмоциональных состояний (радость, гнев, удивление и пр.) перейдите к более сложным для отгадывания сюжетам («восхищение при виде фейерверка», «тоска по далекому другу» и т.д.).

Обсуждение. Как вы угадывали состояние человека? По каким признакам?

Продолжение здесь