Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 2)

Цель: изучить функцию внимания, его виды и свойства.

Задачи

— определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
— рассмотреть условия возникновения внимания;
— рассмотреть виды внимания;
— изучить его свойства;
— в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
— показать возможности повышения качества внимания.

Предыдущая часть 1

Часть вторая. Послепроизвольное внимание. Свойства внимания (объем, избирательность)

Ход урока

Иногда бывает трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, неинтересном, но необходимом. Можно помочь себе в этом:
— Заниматься делами, требующими сосредоточенности, лучше в период своей наибольшей работоспособности. Некоторым людям хорошо думается с утра: голова свежая, солнышко ярко светит. Некоторые любят «заседать» ночью: в ночной тишине в голову приходят неожиданные, оригинальные мысли, свежие решения.
— Если устал или болеешь, то придется отложить сложные дела «до лучших времен».
— Если озабочен какими-то другими делами или проблемами, то сосредоточится на данном предмете трудно. Постарайся на время забыть о постороннем и полностью погрузиться в то, чем сейчас занимаешься.
— На умственной деятельности легче сосредоточиться, если подкрепить ее практическими действиями. Например, чтение сопровождать конспектированием. Или попытаться понять сложный физический закон, решая конкретную интересующую тебя задачу (сколько секунд будет лететь с 9-го этажа наполненный водой воздушный шарик и с какой силой он ударит в асфальт; а если пустить его с 16-го этажа и наполнить песком?).
— Представь, что объясняешь этот материал кому-то, кто этого не знает или не понимает. Или поупражняйся в умении пояснять сложные вещи самому себе.
— Найди в данном деле свой интерес. В жизни может пригодиться все — смотря как она повернется.

Кроме непроизвольного и произвольного внимания, существует еще и послепроизвольное внимание, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами, и человек не устает. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Обсуждение. Приведите примеры всех трех видов внимания. Какое внимание встречается у вас чаще всего? Хотелось бы вам это изменить?

Внимание имеет свои отличительные особенности — свойства. К свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключение. Внимание каждого человека индивидуально. Мы подробно рассмотрим каждое из свойств внимания и измерим свои собственные показатели этих характеристик.

Задание. Учитель говорит: «Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму». Потом на одну секунду, мысленно сосчитав «раз-и», показывает на доске изображение: восьмерка в квадрате, тройка в треугольнике, девятка в круге.

Когда сумма будет записана и оглашена, попросите вспомнить фигуры, в которые были вписаны цифры. Чаще всего люди не обращают на это внимания, а точнее — им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры. Объем внимания — это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени. Кроме объема, в этом задании проявилась и избирательность внимания — установка на выбор из множества объектов только некоторых. Если бы было дано задание запомнить и цифры, и фигуры, куда они вписаны, то внимание было бы организовано по-другому, но объема его также могло бы не хватить на выполнение задания полностью.

Упражнение. На листке в клеточку ученики обводят 9 квадратов размером пять на пять клеток (всего 25 клеток). Затем учитель поочередно показывает ученикам изображения, показанные ниже. Каждое изображение демонстрируется очень быстро (почти мгновенно), после чего ученики должны проставить у себя в квадрате те значки, которые они успели заметить, и в соответствующих образцу местах. После заполнения всех девяти квадратов подсчитывается число правильных ответов в каждом квадрате. Вычисляется среднее арифметическое. Это и есть индивидуальный объем внимания человека. Обычно точно замечают от 4 до 6 фигурок.

Можно определить объем слухового внимания.

Упражнение. Перед классом выходит группа из 6-8 чел. Еще один человек выходит за дверь. Группа выбирает строчку из популярной песни, стихотворения, пословицу и т.п. — всего 6-8 слов. Каждый человек берет себе одно слово. Зовут того, кто за дверью. Затем по сигналу все члены группы должны будут одновременно сказать каждый свое слово. Вошедший отгадывает всю строчку. Затем группа и водящий меняются.

Внимание! На предыдущем уроке попросите учеников принести на следующее занятие любой печатный текст, на котором можно будет писать (страница старой книги, газета, журнал), с хорошо видным шрифтом и не очень сложным содержанием, — чтобы можно было быстро пробегать его глазами.

Следующая часть 3