Знаки внимания при общении (часть 1)

Цель: ознакомиться с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.

Задачи

— рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания;
— научиться определять знаки внимания в ситуациях общения;
— определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
— в тренинговых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания, использовать знаки внимания при коммуникации.

Часть первая

Ход урока

Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?

Вообще, реакции слушателя при общении бывают следующие:
— молчание (видимое отсутствие реакции);
— поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);
— «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);
— «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
— «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;
— побуждение («Ну и… И что дальше?»);
— уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);
— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);
— оценки;
— советы;
— продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
— эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);
— выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);
— высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить);
— «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);
— «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;
— пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);
— другие (какие еще вы можете назвать?).

Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Разбейтесь на пары, выберите какую-то реакцию и разыграйте перед группой ситуацию общения с использованием такого поведения. Пусть ваши одноклассники угадают, какую реакцию вы хотели продемонстрировать.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Выберите себе партнера. Перед группой разыграйте ситуации общения, демонстрируя внимание или невнимание к разговору. Но при этом представьте, что партнер:
а) не видит, б) или не слышит,
в) или и то, и другое;
и воспользуйтесь доступными ему знаками внимания при общении.

Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждайте, какими знаками внимания пользовался собеседник, как они зависели от особенностей его партнера?

Продолжение здесь