Ощущение. Виды ощущений (часть 2)

Цель: рассмотреть процесс ощущения как первоисточник знаний об окружающем мире.

Задачи

— рассмотреть ощущение в качестве одного из познавательных процессов;
— показать объективность-субъективность ощущений;
— определить виды ощущений;
— практически испытать различные виды ощущений;
— осознать роль ощущений в познании предметов и явлений окружающего мира.

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая

Ход урока

Так как ощущения в большой степени обеспечиваются физиологическими процессами — деятельностью органов чувств, то многие их характеристики можно измерить специальными приборами. Например, следующие:

1. Пороги ощущений: нижний — минимальная величина раздражителя, которую можно уловить, и верхний — максимальная доступная восприятию величина. У всех живых организмов они различны. Собаки улавливают звуки недоступной восприятию человека частоты. Орлы видят предметы на гораздо большем расстоянии, чем человек. Один человек может ощущать запах, незаметный для другого.

2. Разностный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (звуки разной частоты, оттенки разных цветов и т. д.). При уменьшении этой величины (понижении порога) разные раздражители воспринимаются как одинаковые.

3. Временной порог — минимальное время действия раздражителя, чтобы возникло ощущение. Иногда что-то мелькнет так быстро, что мы и не успеваем заметить.

4. Пространственный порог — минимальный размер едва ощутимого раздражителя. Для микроба он очень мал, поэтому глаз человека его не ощущает.

5. Время реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения реакции. Кошка хватает мышку молниеносно — по сравнению с человеком (его быстрота реакции в отличие от кошачьей несколько «тормознутая»). Но черепахе при передвижении за ним не угнаться.

Можно исследовать некоторые раздражители и связанные с ними ощущения без специального оборудования, простыми способами.

Упражнение. Все учащиеся в классе закрывают глаза. Учитель, двигаясь по классу, производит разные шумы: постукивает по разным поверхностям разными предметами, шуршит бумагой или клеенкой (или денежными купюрами), открывает-закрывает что-то, пишет по доске и прочее. После каждого звука ученики называют, что это было.

Упражнение. Каждый ученик выбирает недалеко от себя место, на которое он должен будет пересесть. Хорошенько запоминает расположение. Затем все закрывают глаза и осторожно двигаются к выбранному месту по памяти, наощупь. Когда всем кажется, что они достигли цели, — открывают глаза и смотрят, где они очутились, то есть, насколько способны ориентироваться в пространстве.

Упражнение «Найди своих». На доске учитель пишет список из 8-10 названий животных. Каждый ученик загадывает, каким животным он будет. Все закрывают глаза и начинают «двигаться к своим», издавая характерные для данного животного звуки. Задача — каждому виду собраться вместе в определенном месте.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Водящий садится спиной к остальным игрокам. Каждый по очереди задает ему вопрос искаженным голосом. Прежде чем ответить, водящий называет, кто это был. Группа соглашается или нет. Если угадано верно, водящий объясняет, по каким признакам он узнал хозяина голоса. Меняются после 4-5 правильных ответов.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Водящий садится спиной к остальным игрокам. Один или несколько человек подходят и кладут ему на спину ладони — любое количество. Надо угадать количество ладоней.

Упражнение. Выполняется в парах. На спине своего партнера рисуют пальцем, не отрываясь, что-нибудь простое: букву, цифру, знак, несложную фигуру (солнышко, цветок). Надо угадать, что нарисовано. Затем поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Какие ощущения чувствуются лучше, какие — хуже? Какие чувства испытываешь, «лишаясь» какого-то ощущения (слуха, зрения и т. д.)?

Вывод

Ощущения — основа чувственного познания окружающего мира.

Вопросы

1. Какие познавательные процессы вы знаете?
2. Что такое ощущение? Какова его функция?
3. В чем объективная и субъективная стороны ощущения?
4. Какие типы рецепторов вы знаете? Как это связано с ощущениями?
5. Как делятся ощущения по виду раздражителей, их вызывающих?
6. Приведите примеры ложных ощущений.
7. Какие параметры ощущений можно измерить?
8. Как знания об ощущениях могут пригодиться в жизни?