Цель: дать представление о фильтрах Я-слушания и научиться распознавать их в общении.
— дать понятие о фильтрах общения;
— научиться определять фильтры в ситуациях общения;
— осознать свои фильтры Я-слушания;
— научиться строить общение без фильтров, общаться эмпатически.
Случалось ли вам в разговоре сталкиваться с непониманием? Вы что-то подробно рассказываете, стараясь донести полную картину событий, чтобы собеседник вас понял, посмотрел на ситуацию с вашей точки зрения. Он внимательно слушает, кивает, поддакивает, а потом делает совершенно неправильный вывод о том, что с вами происходило. Вы оказываетесь в тупике, не понимая, почему так происходит и что еще можно сделать, чтобы он понял. Это случается из-за того, что на процесс слушания и интерпретацию услышанного влияет личность слушателя. То есть, зачастую человек слышит так, как он хочет или так, как он может, а не то, что ему говорят в действительности. На то, как и что человек слышит, влияют: слова, интонации, тембр голоса, мимика, жесты собеседника. На то, как человек понимает услышанное, во многом влияют его черты характера, взгляды, жизненные ценности, установки, отношение к рассказчику и к рассказываемому, прошлый опыт жизни. Из-за этого у каждого из нас как бы находятся некие «фильтры», проходя через которые услышанная информация может приобретать совершенно иной, отличный от настоящего, оттенок и смысл. Так как «фильтры» зависят от личности человека, то они называются фильтры Я-слушания — особый вид субъективного (личного) восприятия и понимания информации.
Фильтры Я-слушания бесконечно разнообразны. Сколько существует людей, а у этих людей — ролей или частей личности, — столько и фильтров.
Вот примеры фильтров:
— «я тебе не верю»: «сколько бы ты ни рассказывал, ни клялся, что это правда, а я знаю, что ты лжешь или выдумываешь, в лучшем случае — слегка привираешь; давай-давай, мели Емеля — твоя неделя!»;
— «у меня лучше»: «да, ничего так магнитофончик: японский, Сони, и кассеты, и диски крутит, да только не старайся — у меня все равно лучше, потому что у меня всё — классное, лучше всех!»;
— «мне нравится всё, что ты делаешь»: «как у тебя всё замечательно получается: и как ты рассказываешь, и как одеваешься, и как танцуешь, — абсолютно всё; ничего, что другим не нравится — они не понимают, что ты — супер!»;
и т.п..
Задание. Приведите примеры фильтров Я-слушания и когда они встречаются.
Содержание фильтра обусловлено тем, из какой части личности он исходит — какая роль сейчас проявляется. Если ты сейчас в роли Ученика, то можешь воспринимать окружающий мир через фильтры: «как меня замучила эта школа», «английский — это классно, всё остальное — ерунда!», «наш класс — лучше всех» и т.д.. В роли Друга встречаются фильтры: «наша компания — это сила, остальные — слабаки», «я могу тебе помочь», «я — хороший друг, а ты — плохой» и т.п..
Давайте попробуем определить фильтры у каждого из нас.
Упражнение. Откройте свои записи там, где мы изображали круг своих ролей. Можете добавить к ним новые. Каждой роли как части нашего Я соответствует фильтр Я-слушания. Попробуем разыграть, как бы мы слушали и говорили с позиций каждого фильтра.
Разбейтесь на группы по 10-12 человек. Пусть каждый выберет себе партнера из своей группы для разыгрывания ситуации общения. Затем перед группой разыграйте общение с наличием фильтров, исходя из выбранной для себя роли. Группа наблюдает и замечает фильтры в вашем общении. Их может быть больше, чем вы задумали, некоторые могут проявиться помимо вашей воли. Затем ролевые фильтры демонстрирует другая пара. Пусть каждая пара разыграет несколько ролей и их фильтров.
Обсуждение. Что вы увидели, узнали, поняли?
Наличие фильтров сильно осложняет процесс общения, так как каждый из собеседников говорит «на своем языке», судит «со своей колокольни», и не понимает истинный смысл слов другого. Чтобы сделать общение успешным и через понимание найти контакт с собеседником, следует внимательно проанализировать свое общение и осознать наличие фильтров. В этом вам могут помочь другие люди.
Упражнение. Выполняется в группах по 10-12 человек. Выберите себе партнера и вместе с ним разыграйте типичную ситуацию общения из вашей жизни, можно конфликтную, произошедшую недавно. Объясните, как должен вести себя партнер, а сами ведите себя как обычно. После демонстрации группа называет, какие фильтры в вашем общении они заметили. Затем разыгрывает ситуацию следующая пара.
Обсуждение. Лучше ли видны со стороны фильтры в общении? Или человек сам хорошо осознает свой фильтры?
Самостоятельная работа. Составьте как можно более полный список своих фильтров общения. Подумайте, как часто вы ими пользуетесь. Как часто вы слушаете человека без фильтров — без собственных оценок, мнений, советов? Что вам хотелось бы изменить?
Упражнение. Пусть несколько пар из добровольцев разыграют перед классом ситуации общения, стараясь избегать использования фильтров. Класс оценивает, насколько им это удалось.
Наличие фильтров Я-слушания как способов существования отдельных частей личности значительно затрудняет эмпатическое общение.
1. Что такое фильтры общения?
2. Как мы узнаем их наличие?
3. От чего зависит содержание фильтра?
4. Чем вредны фильтры в общении?
5. Могут ли быть полезны фильтры Я-слушания?