Определение типа «Я-слушания» (Почему мы слышим другого человека именно так?) (часть 1)

Цель: научиться определять фильтры Я-слушания в общении, рассмотреть причины их возникновения.

Задачи

— помочь учащимся определить собственные фильтры общения;
— понять причины их возникновения;
— получить понятие о стереотипах и установках в общении;
— в тренинговых ситуациях увидеть их влияние на процесс общения;
— научить учащихся «очищать» Я-слушание от стереотипов и установок, замечая их и осознавая;
— сформировать у учащихся стремление к адекватному восприятию партнера по общению.

Часть первая

Ход урока

Мы уже многое узнали о фильтрах Я-слушания и научились распознавать их в общении. А откуда берутся фильтры, как они возникают? Почему именно такие? Можно ли влиять на процесс их формирования: от некоторых — избавляться, а какие-то «нужные» — приобретать?

Упражнение. Напишите у себя в тетрадях, от каких фильтров вы бы хотели избавиться, а какие — приобрести (например, фильтр «Я внимательно слушаю» или «Я обдумываю любую сообщаемую мне информацию» и т.д.).

На наше восприятие другого человека влияют множество факторов. Большинство из них хорошо изучены и описаны в исследованиях по социальной психологии.

Известны «эффекты восприятия» человека, на основе которых, зачастую ошибочно, делаются выводы о его личности и чертах характера:

1. Эффект ореола: то, что вы знали или слышали о человеке до знакомства с ним, в дальнейшем влияет на его восприятие вами; если первоначальная информация о человеке положительна, то потом, что бы он ни делал, вы очень долго можете считать его хорошим; изначальные отрицательные сведения о человеке могут трудно поддаваться изменению к лучшему даже под воздействием неоспоримых фактов и доказательств. Яркий пример тому — популярность «звезд» кино, эстрады и т.д.: нам кажется, что их личность соответствует их имиджу (герой в кино — герой в жизни, неподкупный полицейский такой же честный и реальности). И вся пресса существует во многом благодаря скандальным разоблачениям мифов о знаменитостях. Фанаты — просто «жертвы» эффекта ореола, они думают, что их кумир таков, каким он кажется.

2. Эффект образа (структурирования): когда другой человек воспринимается нами в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них «закрываем глаза», считая, что этого не может быть. Это типичная ошибка большинства влюбленных: влюбляешься в одного человека, а он оказывается совсем другим. Так случается из-за того, что ты и не стремился узнать другого человека — с образом гораздо удобнее и понятней. К тому же считаешь, будто можешь узнать партнера «до конца», «каков он на самом деле», раз и навсегда. А этого не знает даже он сам — ведь человек уникален и безгранично разнообразен, в его душе таится множество непредсказуемых желаний и стремлений, и никому не дано постичь его дальнейший путь. Вывод — будьте открыты любым проявлениям партнера, не считайте себя «истинным знатоком человеческих душ».

3. Эффект приписывания (проецирования) своих качеств и эмоциональных состояний другим людям по аналогии с собой. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый или подозрительный человек склонен видеть эти же качества у партнера, даже если они не проявляются при общении. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринимать другого через «розовые очки» и ошибаться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

4. Эффект первичности (первого впечатления) проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке, являясь очень существенной и малозабываемой, «затмевает» всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, все равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие. Таким образом, первый контакт очень важен; желая сделать его более успешным, постарайтесь положительно настроиться на человека, на то, что знакомство будет легким и приятным.

5. Эффект последней информации. Иногда, наоборот, может случиться так, что последняя информация о человеке может затмить всю предыдущую. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть все доброе и светлое, что было у вас с этим человеком. В другом случае, событие, приятно поразившее вас и показавшее партнера в выгодном свете, может затмить неурядицы прошлого и начать новый этап ваших отношений.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Выбрав себе пару, разыграйте ситуации общения, иллюстрирующие различные эффекты восприятия.

Обсуждение. Как влияют эффекты восприятия на общение? Насколько часто мы становимся их «жертвами»?

Продолжение здесь