Речь. Виды речевой деятельности (часть 1)

Цель: рассмотреть функции языка и речи, различные виды речевой деятельности.

Задачи

— изучить составляющие языка — знаки и символы;
— рассмотреть взаимосвязь языка и речи;
— определить функции языка и речи;
— выявить различные виды речевой деятельности;
— практически опробовать различные виды речи;
— помочь ученикам определить качество собственной речи.

Часть первая. Язык и речь. Знаки и символы. Функции языка и речи

Ход урока

Все мы каждый день пользуемся языком. Не только тем, что у нас во рту, но и тем, который исходит из нашего рта. У всех живых существ есть язык и у всех — разный. Язык — это система знаков, общих для всех членов группы (рода, вида, сообщества). Знаки могут быть в форме звуков, изображений, символов, слов и т. п., несущих определенную информацию. Любые знаки заменяют собой предметы и явления окружающего мира, расширяют сферу взаимодействия, выходя за пределы конкретного места и времени, обеспечивают наибольшие комфорт и экономичность для пользователей. Например, дорожные знаки. Изображена кровать и цифра 50 — через 50 метров найдешь место отдыха от долгой дороги. Изображен зигзаг — впереди сложный поворот. Без знаков водитель узнал бы эту информацию уже лежа в гипсе в больнице. Знаки по своей природе искусственны, в отличие от естественных сигналов и признаков, используемых животными. Так, трепещущий под ветром флаг корабля может быть признаком ветреной погоды, но знаком государственной принадлежности. В случае широкого использования знака, его узнаваемости всеми, он становится символом. Так, скрещенные кости и череп из конкретного знака опасности превращаются в символ всего смертельно опасного и трагического («Не входи — убьёт!»). Никакой вид живых существ не пользуется знаками так широко, как человек. Мир людей состоит из знаков и символов. Если какой то знак неудобен в использовании, плохо узнается, то он постепенно забывается и исчезает из употребления.

Обсуждение. Приведите примеры знаков и символов: как широко известных, так и редких.

Среди всех знаков особое место занимают вербальные (от латинского «verbum» — «слово»), языковые знаки. Иногда их называют знаками знаков, так как с их помощью можно объяснить или создать любую систему знаков (например, создать новый язык или расшифровать закодированный древний язык). При необходимости можно заменить одни знаки другими без существенных потерь в понимании. Находясь за границей, даже не зная языка, вы всегда сможете: узнать стоимость чего-либо, попросить показать товар, узнать чье-то имя, пригласить на свидание, объясниться в любви и прочее.

Упражнение. Разбейтесь на группы по 6-8 человек. Водящий изображает из себя иностранца, не знающего языка местности, где он находится. Попробуйте выразить чувства или передать какую-то информацию группе или человеку из группы. Группа отгадывает, что имеет в виду «иностранец».

Любой знак обладает двумя характеристиками: внешним планом выражения и внутренним содержанием — значением. Сколько недоразумений возникает при общении людей из-за несоответствия этих характеристик! Девушка, стоя на остановке, подняла руку, чтобы поправить растрепавшиеся волосы, а водитель маршрутки принял это за голосование. И, когда она не собирается садиться, едет дальше, громко выражая свою обиду. Как часто мы придаем неверное значение слову, взгляду, жесту человека! Даже слова — одинаковые по своей форме и звучанию знаки, — мы понимаем совсем по-разному. «Он сказал, что на днях зайдет, а появился через месяц». Чтобы избежать разногласий, всегда старайтесь выяснить, что человек имеет в виду за формулировками: «всегда ты так», «опять все плохо», «ты какой-то странный сегодня» и т. п. Понятия «скоро, на днях, ближе к вечеру, после обеда» стремитесь выразить в количественной форме, иначе рискуете ждать часами.

Язык служит для:
общения;
регуляции совместной деятельности;
выражения мыслей;
передачи и закрепления общественно-исторического опыта.

Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности. Сравните людей мало и неохотно говорящих и разговорчивых; интересных и оригинальных собеседников и надоедливых, скучных; постоянно читающих эрудитов и людей, засыпающих на первой странице.

Основным показателем хорошей речи является достаточный словарный запас и адекватное использование языковых средств: знание значений слов и соответствующее их употребление , понимание логических связей между словами, умение грамматически правильно построить фразу. Иногда слышишь от человека: «Знаю, а сказать не могу». Это, конечно, отговорка. Если человек знает, то он и сказать может. А если не может, то, значит, не знает. У него есть только «обрывки мыслей», смутные воспоминания о том, что он когда-то слышал или читал, усиленные иллюзией знания. Другое дело — затруднения в моторном компоненте речи (произнесении звуков, движениях губ и языка, артикуляции). Вот несколько понятных всем фраз, которые не так-то легко произнести. Причем одним будут трудны одни фразы, другим — другие.

Упражнение. Попробуйте говорить как можно быстрее:
— Саша-сапожник шагал по шоссе.
— На горе, на горке герой Егорка; на горке горько ревет Егорка.
— Не жалела мама мыла, мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила.
— Сшит колпак, да не по-колпаковски.
— На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
— Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку твою.

Упражняясь в произношении наиболее трудных для вас скороговорок, вы улучшите свою речь!

Продолжение здесь