Цель: дать представление о становлении психологии как науки с древнейших времен до наших дней.
— осветить развитие представлений о психике человека в различные эпохи существования человеческого общества;
— показать эволюцию предмета психологии;
— показать расширение возможностей исследования психики человека и появление новых методов изучения.
Возраст психологии как науки насчитывает всего несколько веков, но предпосылки возникновения психологических знаний появились очень давно. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. И живые, и неживые объекты обладают ею, и в представлениях древнего человека даже дерево или камни могли что-либо думать и чувствовать. В наше время также есть сторонники такого подхода к миру: например, буддийские монахи стараются не помять травинку, не убить комара, чтобы не уничтожить живую душу.
Позднее в философских учениях древности затрагивались вопросы о душе как о некоей материи. Философы Демокрит, Лукреций, Эпикур определяли душу как телесное образование, орган тела, состоящий из мелких шариков-атомов.
Другие философы рассматривали душу как нечто нематериальное. Платон считал душу чем-то божественным, отличающимся от тела, и душа ест у человека до того, как рождается тело. Она есть часть мировой души, начало незримое, но божественное и вечное. Душа призвана управлять телом и напрвлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы, и тогда она становится такой же хилой, болезненной и ленивой, как и изнуренное обжорством и страстями тело. Сократ и Платон считали душу самым высоким, что есть в человеке и призывали заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как особую область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по его мнению, нематериальна, но не существует отдельно от тела. Главная функция души — обеспечение жизнедеятельности организма, управление его функциями. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения является стремление (внутренняя активность человек), вызванное чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой разума является Нус — божественный разум, побуждающий человека действовать по воле богов.
Таким образом, первоначально психология зародилась из философии (как науки о мире и человеке в нем) и выступала как наука о душе.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом и может изучаться лишь в рамках религии. Этим занимались богословы, священники, монахи — только они имели доступ к книгам и трактатам о душе. К тому же, они были самыми образованными людьми того времени, способными заниматься столь сложными материями. А также они, будучи обеспеченными и сытыми, могли думать о душе; крестьяне же, в поте лица добывающие свой хлеб и полуголодные, такими вопросами не интересовались. Попытки обычного, светского человека проникнуть в сущность душевных явлений рассматривались как кощунство, посягательство на божественный замысел. Считалось, что таинства души можно постичь лишь в мистических опытах, с соблюдением различных ритуалов, обрядов, заклинаний.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологических знаний. Человечество осознало, что существует два мира: есть то, что мы отражаем (объективная реальность) и то, что мы познаём (психическая реальность) внутри себя. Сведения об организации внутреннего целого постигаются лишь разумом, их нельзя познать органами чувств подобно внешнему миру. К тому же то, как мы видим окружающий мир, отличается от того, каким он есть на самом деле. Попытки осмыслить душевный мир человека привел к возникновению понятия сознания как способности думать и чувствовать. Развитие естественных наук позволило с помощью опытно-экспериментальных методов изучать закономерности сознания. Однако, эксперименты тогда еще применялись редко, и господствовало стремление осмыслить душевный мир человека идеалистически, с общефилософских умозрительных позиций, не подкрепляя их данными экспериментов. Именно тогда возникает встает один из основополагающих вопросов психологии, не до конца изученный и по сегодняшний день: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Философ и ученый Рене Декарт пришел к выводу о различии души и тела человека: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако, душа способна производить в теле движение.