Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении (часть 2)

Цель: овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника.

Задачи

— ознакомиться с понятиями эмпатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника;
— рассмотреть уровни общения и виды взаимопонимания на каждом уровне;
— в тренинговых ситуациях освоить начальные навыки эмпатического восприятия собеседника (умение выражать эмоции и понимание эмоционального состояния другого человека);
— освоить навыки саморефлексии;
— научиться рефлексировать личностные особенности других людей.

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая

Ход урока

Эмпатийно понять другого человека нам помогают наши чувства, эмоциональный опыт и интуиция. Способность познавать себя и других с помощью логического анализа называется рефлексией. При эмпатии ты чувствуешь эмоциональное состояние партнера, в процессе рефлексии — осознаёшь личностные особенности человека, делаешь выводы о его поступках. Можно рефлексировать впечатление, которое ты производишь на собеседника, — «ты в глазах партнера».

Упражнение. В своих тетрадях напишите три небольших рассказа на темы:
— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,
— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,
— «Я-идеальный (каким я хотел бы быть)».

Обсуждение. Насколько сильно сходно или различается ваше видение себя и впечатление окружающих о вас? Почему? Что вам хотелось бы изменить?

Еще одно упражнение на саморефлексию.

Упражнение «Я в лучах солнца». В тетради нарисуйте круг и отходящие от него лучи — как у солнца. В круге напишите: «я» или свое имя. Каждый луч будет означать черту характера, благодаря которой вы достойны уважения. Итак, задавайте себе вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?», проводите «луч» и подписывайте его («честный», «смелый», «веселый» и т.д.). Нарисуйте как можно больше лучей.

Следующее упражнение поможет нам рефлексировать (осознавать) особенности других людей.

Упражнение «Футболка». Выполняется в группах по 4 чел. У хиппи есть традиция делать на одежде надписи: свой жизненный лозунг, обращение или призыв к окружающим, свое мнение по какому-либо вопросу или отношение к чему-либо. Ваша задача — придумать для вашего партнера такой девиз, который бы понравился ему настолько, что он согласился бы носить футболку с такой надписью. Подходите к человеку и спрашивайте: «Понравилась бы тебе такая надпись?». Если ему нравится, то он записывает ваш текст к себе в тетрадь. Придумайте надписи для трех членов вашей группы. В свою очередь, соберите от одногруппников три надписи для себя.

Обсуждение. Как вы придумывали надпись? На что опирались? «Озвучьте» наиболее понравившиеся вам надписи.

Вывод

Эмпатия и рефлексия являются наилучшими способами познания и понимания человеком других людей и себя самого.
ВОПРОСЫ:
1. Какие уровни общения вы знаете? Какая степень взаимопонимания свойственна каждому из уровней?
2. Что такое эмпатия? Каковы уровни развития этой способности?
3. Что такое рефлексия?
4. Что может быть предметом рефлексии?
5. В чем сложность эмпатийного понимания? Почему?
6. Легко ли рефлексировать себя? Зачем это делать?
7. Насколько часто вам свойственна эмпатия и рефлексия в общении? Хотелось бы вам что-то изменить?