Цель: определить качества, важные для процесса общения.
— определить важные для общения качества;
— рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения;
— обозначить причины низкого коммуникативного уровня;
— определить коммуникативный уровень учащихся.
Продолжение. Начало здесь.
Практическая часть. С помощью следующей методики вы сможете узнать, насколько развиты у вас навыки успешной коммуникации.
Оцените по шкале от 0 до 6, в какой мере вам присущи рассмотренные выше качества, важные для общения. Руководствуйтесь вашим собственным мнением, а не тем, что о вас говорят другие люди. Если вам кажется, что данное качество вообще вам не присуще, ставьте 0; если выражено очень слабо — ставьте 1; если данное качество полностью, без сомнения, свойственно вам — 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.
А теперь сравните, насколько присущие вам качества популярны среди людей, с которыми вы общаетесь. Для этого группа (класс) выполняет общее задание: в течение 30 минут группа должна распределить эти 10 качеств по их важности для общения в порядке возрастания (10-е — самое важное). Группа должна в совместном обсуждении решить, какое качество важнее всех.
Очень важно, чтобы стиль общения человека соответствовал представлениям группы о том, как следует общаться, иначе в этой группе человек не будет принят за «своего», как член группы.
Развитие коммуникативных качеств определяет уровень общения и его эффективность.
1. Какие важные для общения качества вы знаете?
2. Приведите примеры ситуаций общения с плохо развитыми качествами.
3. Приведите примеры общения на высоком коммуникативном уровне.
4. Что может мешать общению?