Я и моё имя (2 части)

Автор — Шайбель Юлия Викторовна, психолог гимназии, г. Алматы

Этот урок можно проводить первым в учебном году, чтобы познакомиться с детьми и выявить тех из них, кто нуждается в психологической коррекции. Подходит для учащихся любого возраста.

Цель: формирование знаний о себе.

Занятие 1

1. Знакомство. Игры и упражнения для разминки.
На данном этапе ведется разговор об имени. О значении имени в жизни человека. Как имя человека влияет на характер. Можно прочесть сказку об имени. Дети получают задание изготовить бейджики (форму бейджика можно придумать любую). Имя пишется очень красочно, красиво и ярко. Дети с удовольствием выполняют это задание.

2. Следующий этап работы — это создание своего символа, знака. Дети представляют себе, каким может быть его собственный знак или символ, выражающий твои характерные особенности. Это может быть все, что угодно. Т. к. дети очень хорошо работают с образами, то можно предложить погрузиться в релаксацию, расслабиться и представить себя в виде какого-либо образа. Представить себе, на что бы я был похож или кем бы был, если бы не был человеком. Свой знак, символ дети рисуют на другой стороне бейджика. На этом этапе психолог получает данные для психологической диагностики ребенка.

3. Дети, которые успели выполнить задание, защищают и представляют свою работу.

4. Следующий этап работы — это рефлексия. Ребятя анализируют, что было трудным в выполнении данного задания, а что легко было сделать. Здесь, как правило, выявляется группа детей, которые не любят свое имя и не принимают себя. С этого момента можно начать работу над формированием правильной самооценки ребенка.

5. Последний этап урока — это домашнее задание. Домой дети получают такое задание:
— спросить у родителей, почему их именно так назвали?
— найти информацию о своем имени.
Дети должны оформить это письменно.

Занятие 2

Следующий урок начинается с защиты проектов (домашнего задания). К этому времени многие ребята уже изготавливают себе новые бейджики — более красочные и красивые, а также пересматривают свои знаки. Дети показывают свои работы, рассказывают, почему они себя изобразили в форме этого символа, рассказывают информацию о своем имени. Остальные отслеживают, насколько информация об имени соответствует характеру его реального носителя. Детям это очень нравится, и если есть дети, которые по каким-то причинам вначале не хотели о себе рассказывать, то потом, по примеру всех остальных детей, они тоже начинают раскрываться.

Данная работа способствует формированию правильной самооценки, активизирует интерес к получению знаний о самом себе и о других людях, формирует интерес к изучению психологии как науки. Также во время защиты проектов дети вырабатывают навыки ораторского мастерства. Свои работы дети складывают в собственные папки-портфолио и в течение года еще не раз обращаются к ним.