Старшая школа

Именно в старшей школе преподавание психологии начинает иметь тот академический смысл, который в него вкладывается изначально. Так как старшеклассники уже способны усвоить значительный объем теории и постичь многие чисто научные постулаты. На уроках в старшей школе психология имеет шанс предстать серьезной наукой, а не «развлекаловкой». И именно в этот период из нее может быть извлечена огромная польза для реальной жизни, и сильно укреплено психологическое мировоззрение ваших учеников, которое может иметь серьезные и хорошие последствия для их будущего.

Хотя общение и самопознание продолжают оставаться актуальными темами, но многие старшеклассники хотели бы использовать психологию именно для профориентации. Они стремятся узнать, способностями к каким видам деятельности они обладают, в каких профессиях и областях жизни это может быть востребовано и, следовательно, в какие учебные заведения им поступать. В наше время многие люди желают заниматься «своим» делом, соответствующим их желаниям и талантам; как-то не принято стало работать без морального удовлетворения, «по чувству долга». Как показывает практика, зачастую именно такая правильно выбранная профессия приносит и материальный успех.

Одновременно перед многими старшеклассниками встают вопросы целеполагания и жизненного планирования. Нередко сразу после школьной скамьи молодые люди начинают работать, создают серьезный бизнес, замешанный на больших деньгах. Как оптимально выстроить свой профессиональный и жизненный путь; на что стоит тратить время, а на что — нет, какие знания и умения будут полезны и пригодятся в жизни, а какие — нет; как научиться выстраивать правильные отношения с работодателем, как противостоять влиянию и манипуляциям?

У многих учеников возникают и чисто житейские проблемы: как выстроить отношения с родителями и как жить с ними на одной территории; как выбирать партнера по отношениям, кто тебе подходит, а кто — нет, как выстраивать долгосрочные отношения; что и кому ты должен в этой жизни. Жизнь сейчас такова, что дети взрослеют рано, а со взрослых людей — и спрос по-взрослому.

Эти и массу других сложных вопросов приходится решать человеку в 15-17 лет. В наше время люди стали более психологически компетентными и стремятся жить не столько «как сложится», сколько «как будет более хорошо и эффективно».

Поэтому многие психологические знания могут быть легко и с пользой усвоены старшеклассниками. Не требуется даже сильной мотивации — она и так достаточно сформирована; ребята сами заинтересованы в полезных для них сведениях и готовы их усваивать. Требуется лишь одно: помнить, что перед вами — живые люди, а не автоматы по поглощению информации. Поэтому все должно быть изложено простым и доходчивым языком, с необходимым минимумом терминов, и проиллюстрировано примерами из жизни.

И, конечно, по возможности чаще устраивайте практические занятия, посвященные разбору конкретных вопросов и ситуаций, особенно в форме ролевых игр. Не увлекайтесь модными нынче тестами — их результаты довольно трудно бывает привязать к реальной жизни, понять, на что это влияет и как с этим жить. Пусть ребята сами предлагают интересующие их темы, вживую проигрывают их и обсуждают, делают важные для себя выводы. Такое испытание себя и своих возможностей на практике (пусть даже и в игровой ситуации) гораздо полезнее зачеркивания клеточек и подсчета баллов.

Темы уроков