Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.
Продолжение. Начало здесь.
Мы можем исследовать нашу самооценку и представление о себе с помощью еще одного теста.
Практическая часть. Методика личностного дифференциала. В тетради запишите следующие черты личности и цифры.
1. обаятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | непривлекательный |
2. сильный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | слабый |
3. разговорчивый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | молчаливый |
4. добросовестный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | безответственный |
5. упрямый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | уступчивый |
6. открытый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | замкнутый |
7. добрый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | эгоистичный |
8. независимый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | зависимый |
9. деятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | пассивный |
10. отзывчивый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | черствый |
11. решительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | нерешительный |
12. энергичный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | вялый |
13. справедливый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | несправедливый |
14. напряженный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | расслабленный |
15. суетливый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | спокойный |
16. дружелюбный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | враждебный |
17. уверенный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | неуверенный |
18. общительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | нелюдимый |
19. честный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | неискренний |
20. самостоятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | несамостоятельный |
21. раздражительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | невозмутимый |
Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака. Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую. Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра. Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д. . Выбранные баллы записывают в три столбика:
— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;
— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;
— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого фактора (О, С и А) и степень его проявления: от 3 до 8 баллов — низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая.
Интерпретация:
— Оценки О характеризуют уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как личность, удовлетворен собой, считает себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.
— Оценки С свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
— Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека.
Можно оценивать себя с собственных позиций, а можно попробовать оценить себя «со стороны» — какое впечатление вы производите на других людей.
Упражнение. В своих тетрадях напишите три небольших рассказа (по несколько предложений) на темы:
— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,
— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,
— «Я-идеальный (каким я хотел бы быть)».
На выполнение дается 10 минут.
Обсуждение. Насколько сильно сходится или различается ваше видение себя и впечатление окружающих о вас? Почему? Что вам хотелось бы изменить?
Еще одно забавное упражнение.
Упражнение «Автопортрет». Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.
Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.
1. Что такое самооценка?
2. Как она влияет на оценку человеком других людей?
3. Какой может быть самооценка?
4. Какой стиль взаимоотношений она может формировать?
5. Что такое реальная и идеальная самооценка? Можно ли их совместить и как?
6. Почему окружающие оценивают нас иначе, чем мы сами? Является ли «взгляд со стороны» более объективным?
7. Что такое базовая самооценка? В чем ее функция?