От осознания проблемы мысль переходит к поиску путей ее решения. Вторая фаза мыслительного процесса — выполнение, когда используются найденные способы и средства решения задачи и проверяется ценность выдвинутых гипотез. Иногда, если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой ряд действий, часто беспорядочных и быстрых, с целью каким-то образом нащупать правильное решение (метод проб и ошибок).
Упражнение «Словесный лабиринт». Позволяет определять лабильность — ригидность мыслительных процессов. Под лабильностью (подвижностью) понимается скорость переключения с одного способа решения задачи на другой, способность быстро вникнуть в суть задания.
Учитель заранее пишет на доске 10 лабиринтов (см. «Экспериментальный материал методики «Словесный лабиринт»). Затем ученики переносят все 10 заготовок в тетрадь. Задание: «В каждом из лабиринтов скрыто осмысленное слово. Ваша задача — как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Первое — вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход всегда находится в левом верхнем углу. Второе — передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье — любая пройденная буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска по секундомеру».
Ответы к заданиям: докладывать, подвижность, эксперимент, управляющий, факультатив, выступление, предложение, пролетариат, содружество, языкознание.
Относительно стабильные временные затраты указывают на лабильность мышления. Большие различия между минимальными и максимальными показателями указывают на ригидность, когда человеку приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. Также можно отметить степень обучаемости, сравнив результаты первой половины лабиринта с результатами второй: эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат.
Выделяют несколько видов мышления, соответствующих стадиям развития человека.
1) Наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
2) Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета.
3) Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.
Упражнение «Фигуры из спичек». Изучает особенности наглядно-действенного мышления.
Каждый ученик подготавливает 12 спичек. Учитель на доске рисует исходное задание и фигуру, которую требуется получить, переложив определенное количество спичек (см. Пример материала задания). Ученики фиксируют время выполнения каждого задания и количество ходов, включая неправильные. Ходом считается любое перемещение спички в новую позицию. Чем больше количество ходов по отношению к требуемому, тем более процесс решения импульсивен, а не предварительно обдуман.