НЛП и синтоническая модель общения (Как узнать другого человека и легко с ним общаться)

Цель: дать понятие о синтонической модели общения и овладеть начальными навыками НЛП.

Задачи

— раскрыть понятие синтонии и синтонического общения;
— показать соотношение вербального и невербального компонентов общения;
— практически овладеть навыками визуальной калибровки (наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний).

Ход урока

Большинству из нас хотелось бы легко определять, что за человек перед нами, как с ним общаться, на какие темы, можно ли ему доверять и насколько, уметь выходить из конфликтных ситуаций и взаимовыгодно разрешать спорные вопросы. Здесь не обойтись без умения узнавать, понимать и приспосабливаться к особенностям своего собеседника.

Множество информации об этом мы находим в работах по НЛП — нейролингвистическому программированию. Создатели этой теории проанализировали процесс общения с точки зрения математики и лингвистики, чтобы точно установить, что нужно для успешного взаимодействия с людьми. Они разработали технику пошагового овладения навыками общения, на каждом этапе которой, выполняя упражнения, человек учится новым, необходимым для жизни среди людей, умениям. Такое грамотное общение позволяет взаимодействовать по синтонической модели — от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоническое общение требует специальных умений и навыков, ему нужно научиться, но оно является наиболее эффективным.

Одним из основных навыков синтонического общения является умение наблюдать и стремление понять другого человека — какой он? Многие люди видят, но не наблюдают. Давайте сделаем следующее упражнение.

Упражнение. Разбейтесь на группы по 10-12 человек. Прикрепите каждый себе на спину булавкой листок бумаги. Сейчас вы будете по очереди подходить к другому человеку и пытаться определить, насколько вы ему доверяете. Можно просто молчать, можно перекинуться несколькими фразами. Затем на листе у него на спине вы напишете свою степень доверия ему: от 10 — доверяю полностью, хоть в разведку, до 0 — совсем не доверяю. Потом сделайте так со всеми членами вашей группы. На выполнение — 5 минут.

Обсуждение. Сейчас в течение 5-10 минут обсудите, что вы понимаете под доверием и как вы пытались это определить в отношении другого человека. Закончив обсуждение, выберите одного человека, который расскажет о ваших выводах всему классу и учителю. Пусть так выступят выбранные от каждой группы.

Теперь вам понятно, что влияет на степень нашего доверия к человеку. Но в этом случае вы общались со знакомыми людьми , уже кое-что зная о них. А как быть, если вы с человеком раньше не виделись, встретились сейчас первый раз и еще не разговаривали; знакомиться с ним или нет?

При первой встрече самую важную роль играет умение наблюдать и делать выводы из того, что вы видите и чувствуете. На что следует обратить внимание?

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма — несловесная информация — 5/6.

В процессе общения мы меньше внимания уделяем тому, что человек говорит, а намного больше — тому, как он это делает, его поведению. Зачастую это происходит неосознанно, интуитивно. Причем, если подсознательно нас что-то настораживает или отталкивает от человека, несмотря на то, что на сознательном уровне мы имеем о нем положительную информацию, то неосознанное отношение побеждает. «Знаю, что окружающие считают его хорошим, но мне в нем что-то не нравится». «Ну и что, если о ней плохо говорят — а мне она симпатична». Наша интуиция говорит нам, насколько это человек близок, сходен с нами, можно ли ему доверять; внутренний голос редко ошибается — надо лишь уметь слышать его. Подобным же образом можно определить отношение человека к нам — это чувствуется. Давайте потренируемся в этом умении.

Игра называется «Солнечная Система». Для того, чтобы к ней приступить, надо разбиться на группы по 5-6 человек. Вы все по очереди будете Солнышками. А все остальные члены группы планетами — спутниками. Сначала Солнышко пытается развести планеты по орбитам. Чем орбита ближе — тем человек лучше относится к Солнышку. То есть Солнышко пытается определить, насколько человек ему доверяет. На орбите люди могут стоять боком, сзади, спереди, разбившись по залу. Человеческие отношения чрезвычайно сложны и только расстоянием их не определишь. Поэтому вы можете пофантазировать.

Ну а после того, как Солнышко решило, что все сделано правильно, по его мнению, он отворачивается и Планеты сами распределяются по орбитам, в зависимости от того, как они относятся к Солнышку на самом деле.

Потом Солнышком становится другой человек. И все повторяется сначала, пока не сыграют все.

Если по результатам игры вы поняли, что часто заблуждаетесь насчет чувств товарищей по общению, то следует совершенствовать вашу способность к пониманию других людей. А начать можно с того, что находится на поверхности и доступно наблюдению, — с мимики и жестов. Выполним такое упражнение.

Упражнение. Нужен один желающий, который хочет немного побыть подопытным кроликом. У него будет простая задача — вспоминать в произвольной последовательности две различные ситуации, а мы будем стараться угадать. Рассказывать про них не надо, достаточно представлять их внутри себя. Одна ситуация — приятная, другая — не совсем. Задача остальных — установить внешние проявления этих внутренних переживаний. В одном случае могут быть более напряжены губы или голова наклонена более сильно вправо, а руки сомкнуты за спиной. в то время как в другой ситуации человек предпочитает их не соединять. Давайте немного потренируем нашу внимательность. Вначале Кролик будет говорить, какую собственно ситуацию он представляет, а мы будем внимательно смотреть. Когда большинство из нас решит, что оно нашло основные различия, то Кролик уже будет представлять некую ситуацию внутри себя в любой последовательности, а мы будем стараться угадать.

Обсуждение. Кто как определял, о какой ситуации думал человек?

На следующих занятиях мы продолжим осваивать навыки синтонического общения.

Вопросы

1. Что подразумевается под синтоническим общением?
2. Как распределяется внимание в процессе общения?
3. Что нового вы сегодня узнали? Чему полезному для общения научились?