Речь. Виды речевой деятельности (часть 2)

Цель: рассмотреть функции языка и речи, различные виды речевой деятельности.

Задачи

— изучить составляющие языка — знаки и символы;
— рассмотреть взаимосвязь языка и речи;
— определить функции языка и речи;
— выявить различные виды речевой деятельности;
— практически опробовать различные виды речи;
— помочь ученикам определить качество собственной речи.

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая. Виды речи

Ход урока

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:
1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.
2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.
3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).
4) Монологической или диалогической.

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Задание. Что означает фраза: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка»?

Не понимая смысла этих выдуманных слов, можно, однако, предположить, что нечто женского рода в один прием совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало вытворять что-то длительное с его детенышем. Грамматика, наравне со смыслом, участвует в построении речевого сообщения, понятного другим людям. Поэтому иногда «режет слух» неправильное ударение, «не к месту» употребленное слово, сложно бывает разобраться в дебрях длинного, запутанного предложения.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение. Учитель читает 30 слов, ученики поочередно записывают слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:
1) Злость (доброта)
2) Господин (слуга, раб)
3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)
4) Позор (почет, слава, честь)
5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)
6) Черный (белый)
7) Прыгать (стоять)
8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)
9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)
10) Гуманность (жестокость, мизантропия)
11) Смех (плач)
12) Атака (оборона, защита)
13) Буря (тишь, покой)
14) Скука (веселье)
15) Беда (радость)
16) Вершина (основание, подошва)
17) Тусклый (яркий)
18) Любить (ненавидеть)
19) Суша (море, вода)
20) Культура (невежество)
21) Женщина (мужчина)
22) Ребенок (старик)
23) Находка (потеря)
24) Надежда (отчаяние)
25) Мороз (жара, зной)
26) Работа (отдых, безделье)
27) Гладкий (шершавый)
28) Взять (отдать)
29) Похвала (брань, ругань, критика)
30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним — это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор — гордость» вместо «почет, слава»), — это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно 25-30 баллов.

По речи человека можно определить особенности его мышления. Интересно исследовать это характеристикам внутренней речи.

Упражнение. Инструкция: «В течение одной минуты записывайте любые слова, приходящие вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!». Подсчитайте количество записанных слов.

Для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык средняя длина цепочки составляет 19-21 слово. Заниженные показатели (около 10 слов в минуту) говорят об усталости, плохом знании языка, замедленном темпе мышления. Повышенные показатели (35-40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижности, быстроте речи, ускоренном темпе мышления (иногда это результат лихорадочного или эмоционально возбужденного состояния).

Проведем интересное исследование письменной речи — почерка.

Упражнение. Напишите слово «координация». Ниже напишите его другими способами:
— более мелко,
— держа карандаш правой рукой, но двигая не пальцами, а всей кистью,
— левой рукой,
— карандашом, взятым в зубы,
— карандашом, зажатым между двумя запястьями,
— карандашом, зажатым в сгибе локтя,
— карандашом, привязанным к запястью или засунутым за браслет часов,
— мелом на доске.

Обсуждение. Сильно ли (до неузнаваемости) меняется почерк?

По мнению экспертов-графологов, в большинстве случаев невозможно изменить почерк до неузнаваемости. Сличив общие элементы букв, их наклон, величину, он легко выявит писавшего человека, чем и приходится заниматься при раскрытии преступлений. Уже в школе у каждого ученика вырабатывается свой, присущий только ему почерк. К 21-22 годам он устанавливается окончательно.

Если строчки слишком плотные, полей нет, промежутков между отрывками текста тоже нет, — можно говорить о преувеличенной расчетливости, тщательном контроле своих действий. Если полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных широких натур с не очень высокой организованностью.

Обычный размер букв — 4-5 мм. Более мелкие буквы — признак хладнокровия, осмотрительности, сдержанности в проявлении своих чувств.

Когда буквы «почти лежат» на строчке свидетельствует о повышенной зависимости, ведомости пишущего, его слабой самостоятельности. Прямой почерк, особенно с уклоном влево, — это почерк людей не только самостоятельных, но и склонных к упрямству, иногда даже — к осознанному сопротивлению общепринятым нормам. Неустойчивый по наклону, слабый почерк — такой человек склонен к частой смене настроения, способен на неожиданные поступки, плохо контролирует свое поведение; иногда это говорит об ослабленности организма после болезни.

Очень красивый и четкий почерк с тщательным исполнением всех мелких деталей (точки над «Ё», хвостики букв) — почерк хорошего исполнителя, аккуратного и пунктуального, склонного к красоте. Мягкость, округлость букв — спокойная, терпеливая, склонная к компромиссам личность. Угловатый, жесткий почерк — это признак упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости.

Сильный нажим — признак энергичности и организаторских склонностей. Слабый «паутинный» почерк — быстрая утомляемость, вялость, безынициативность.

Вывод

Речь — специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Вопросы

1. Что такое язык?
2. Что такое знаки и символы?
3. Каковы функции языка?
4. Что такое речь? Для чего она служит?
5. Каковы виды речи?
6. Что нужно, чтобы говорить хорошо и правильно? А чтобы писать хорошо и правильно?