Цель: изучить процесс восприятия и его характеристики.
— рассмотреть понятие восприятия, его видов, свойства, иллюзии восприятия;
— определить взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов;
— практически исследовать особенности нормального процесса восприятия и его искажения;
— исследовать некоторые количественные характеристики восприятия.
В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:
1) обнаружение — исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;
2) различение — выделение в предмете интересующих человека признаков;
3) идентификация — сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;
4) опознание знакомых объектов.
Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку:
1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером — возможно, вашим (обнаружение);
2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение);
3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация);
4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!
Упражнение. Выполняется в группах по 3-4 чел. В течение 5 минут напишите в тетради пример какого-нибудь акта восприятия (о том, как увидели, узнали, услышали, почувствовали предмет или явление) и опишите, вследствие каких операций это произошло. Затем каждый по очереди перед группой зачитывает свое описание, а группа контролирует, правильно ли выделены операции, и поправляет.
В зависимости от того, что является объектом восприятия, можно выделить следующие его виды:
— восприятие предметов,
— времени,
— движений,
— отношений между предметами,
— пространства,
— человека.
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).
Например, иллюзии зрения.
А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).
Рис. 1
Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).
Рис. 2
Интересны в этом отношении эксперименты с детьми 1,5-2 лет. Две шоколадки одинакового размера окружались: одна — бумажками большого размера, другая — маленькими бумажками. Дети всегда тянулись за той, которая казалась им больше. За какой тянулись дети? (вопрос ученикам).
В другом опыте с детьми их сажали на пол, разукрашенный особым образом: как будто там ступенька (рис. 3). В этом направлении им показывали яркую игрушку. Дети ползли за ней, но неизменно останавливались перед «спуском на ступеньку». А помните ли вы подобный эпизод притчи о царе Соломоне и царице Савской? Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она почему-то всегда скрывала), сделал в одном из залов своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, куда налили воды и пустили плавать рыб. Царица, входя, инстинктивно отпрянула назад от водной глади, приподняв платье, чтобы не замочить его. И все увидели, что у прекраснейшей царицы Савской ноги не столь совершенны, как все остальное.
Рис. 3
При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. При воздействии алкоголя или наркотиков оно замедляется (отсюда множество историй о «заторможенности» восприятия наркоманов). Время, насыщенное приятными эмоциями, событиями, активной деятельностью, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени, в течение которого ничего не произошло, помнится «пустым», «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени.
Упражнение «Чувство времени». Все закрывают глаза. Учитель подает сигнал: «Начали!». Надо постараться уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Просто откройте глаза и поднимите руку, как только, с вашей точки зрения, прошла минута. Каждый продолжает сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В зависимости от того, раньше, вовремя или позже ученик поднял руку, учитель знаком показывает, какой значок ему следует отметить в тетради: -, 0 или +.
Обсуждение. Как у вас развито чувство времени? Хотелось бы вам что-либо изменить в связи с этим и как это можно сделать (пусть подскажут одноклассники)? Приведите примеры случаев искажения восприятия времени в вашей жизни.
Известна иллюзия при восприятии движения, когда сидя в вагоне стоящего поезда и наблюдая в окно движущийся другой поезд, кажется, будто едешь сам.
Женщинам хорошо известно влияние на восприятие отношений между предметами — например, предметов гардероба: их цвета, размера, рисунка и пр. Синяя кофточка делает бледно-голубые глаза ярко-голубыми. Черная одежда «стройнит», то есть делает объем тела зрительно меньше. Вертикальные полосы на одежде делают вас как будто выше, а горизонтальные — «короче». Высокий каблук «удлиняет» ногу. Все искусство макияжа, одежды, прически, походки, поз, жестов и т. п. призвано создавать иллюзии восприятия человека как более красивого, стройного, рослого, уверенного и какого-то там еще, нежели он есть на самом деле. В принципе, этот обман невинен, а зачастую даже необходим.
Размер предметов может искажать восприятие пространства. На рис. 4 маленький квадрат кажется более удаленным, чем большой. Определенное сочетание линий может давать искаженное восприятия формы предмета и его расположения в пространстве (рис. 5).
Обсуждение. Приведите примеры иллюзий восприятия из вашей жизни.
Рис. 4
Рис. 5