Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 1)

Цель: изучить функцию внимания, его виды и свойства.

Задачи

— определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
— рассмотреть условия возникновения внимания;
— рассмотреть виды внимания;
— изучить его свойства;
— в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
— показать возможности повышения качества внимания.

Часть первая. Внимание, виды внимания

Ход урока

Внимание является одним из психических процессов, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир. Чтобы воспринимать какой-либо предмет или явление, органы чувств должны быть «настроены» на него, иначе он не заметен. Этой цели служит внимание — произвольная или непроизвольная направленность сознания на определенный объект. В процессе внимания сознание выделяет из общей массы предмет, который вы воспринимаете, о котором думаете или вспоминаете. Одновременно с этим вы на какое-то время перестаете замечать другие окружающие вас объекты. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном». Во внимании проявляется избирательность сознания. Мы не в состоянии в каждый момент времени воспринимать мир полностью со всеми его звуками, запахами, изображениями. Или постоянно думать обо всех предметах и явлениях, которые нас окружают. Или вспоминать сразу все, что происходило с нами на протяжении всей нашей жизни. Человек всегда воспринимает какой-то «кусочек» реальности (больший или меньший), его мысли вертятся вокруг какого-то отдельного предмета или конкретного вопроса. Даже когда он думает «ни о чем», можно заметить, что в сознании «всплывают» разнообразные темы и вопросы, мысленно перескакиваешь с одного на другое. Но мысли никогда не приходят все сразу, а только по очереди. В каждый момент времени нас занимает что-то конкретное, а не все вообще. Сознание выбирает, на что направить внимание. Это может быть обусловлено двумя причинами:

1. Физические характеристики объекта или явления. Внимание человека может привлекать цвет, звук, форма, яркость, необычность, привлекательность предмета, новизна или внезапность ситуации. Красное платье само обращает на себя внимание. Громкий или внезапный звук трудно проигнорировать.

2. Значимость объекта или явления для человека. Значимыми могут быть весь объект или его отдельные части. Назначив встречу с человеком, ранее вам незнакомым, вы можете высматривать в толпе: просто молодого человека или девушку или конкретно человека с рюкзаком в желтых ботинках. Смотря какой признак вас в данный момент интересует. В другой раз вы бы на человека с рюкзаком и внимания не обратили, а сейчас это для вас важно.

Обсуждение. Приведите примеры факторов, могущих привлекать внимание человека, объясняя, почему так происходит. Приведите примеры редко встречающихся, индивидуальных признаков, на которые обращают внимание отдельные люди.

Состояние внимания может возникать само собой, под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого, вызывающего эмоциональный отклик (интерес). Это непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Также его называют пассивным, подчеркивая отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться.

Если человек обращает свое внимание и сосредотачивается на объекте сознательно, усилием воли, то говорят о произвольном (активном) внимании. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать — перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направить свое внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учебы и труда. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (несформированности) активного внимания, особенно у младших школьников. Отвлекся на птичку за окном или на новый пенал соседа — и прослушал вопрос учителя. Задумался о чем-то постороннем — и не услышал объяснения теоремы. Одним ухом прислушивался к сплетням за соседней партой — и неправильно списал пример с доски. Для детей легкая отвлекаемость, неумение долго сосредотачиваться на чем-то одном или неинтересном естественна. В процессе учебы их внимание становится более произвольным.

Давайте посмотрим, как отличается эффективность наших действий в зависимости от того, стремимся мы на них сосредоточиться или нет.

Упражнение. Класс делится пополам. Учитель просит учеников смотреть только вперед, не оборачиваясь, и спрашивает: «Назовите как можно больше признаков, описывающих заднюю стену нашего класса. Все вы видели ее сотни раз, не обращая особого внимания. Постарайтесь вспомнить, какая она. Чем незаметней названный вами признак, тем более вы наблюдательны.» Группы по очереди называют по одному признаку. Учитель сравнивает названный признак с реальным предметом и говорит, верен ли он. Выигрывает та группа, которая последней назвала признак. По окончании упражнения обе группы поворачиваются к задней стене и, уже видя ее, называют признаки, которые не прозвучали.

Как видите, в результате непроизвольного внимания много информации ускользает от нас.

Упражнение.

Часть первая. Разбейтесь на тройки. Двое участников садятся спиной друг к другу. Третий участник по очереди задает каждому из них вопросы, касающиеся внешности другого (одежда, цвет глаз, волос, кожи, родинки, ямочки на щеках, количество пуговиц на пиджаке, украшения и пр.), и проверяет правильность ответов.

Часть вторая. Поменяйтесь партнерами. Теперь, прежде чем сесть спиной друг к другу, в течение одной минуты внимательно присмотритесь к партнеру. Затем отвернитесь, и пусть третий участник задает вам вопросы о внешности другого человека.

Обсуждение. Что дает нам больше сведений об объекте — непроизвольное или произвольное внимание? Насколько точна информация, получаемая случайно, по сравнению с результатами направленного наблюдения?

Следующая часть 2