Вопросы и ответы

В этом разделе я буду отвечать на наиболее типичные, часто встречающиеся вопросы, которые мне задают. Пишите и задавайте вопросы – на некоторые я постараюсь ответить. (Но не на все, так как в настоящее время я занята выращиванием своего малыша.)

Что такое «школьный психолог» и каким он должен быть?

В целом, работа психолога - трудная, но интересная. Но только в том случае, если любишь работать с людьми. На мой взгляд, многие проблемы в работе психолога начинаются тогда, когда не любишь людей и не умеешь с ними общаться. Если с этим все в порядке - психолог из вас может получиться.

Начинать работать психологом в школе, действительно, очень тяжело. Особенно, если до вас работа не была налажена, и не выстроены правильные отношения психолога со школьной администрацией. Большая ответственность (не навредить), расплывчатые обязанности, интриги коллег… Моя знакомая, детский психолог со стажем, вообще считает, что школа и психолог - несовместимы, так как у них разные цели: у психолога - сделать ребенка счастливым, помочь ему и защитить, а у школы - вдолбить ребенку определенный набор знаний и определенное поведение (школе нужны «удобные» дети).

Поэтому вам нужно подумать, зачем вы идете в школу. Если защищать детей – то в школе это сделать невозможно; помогать им - некоторым, возможно, и поможете (но вас может с головой завалить школьная рутина и написание отчетности); зарабатывать стаж и работать на стабильной государственной службе - вот тогда туда и нужно.

В любом случае, нужны крепкие нервы. Очень нужен жизненный опыт (чтобы кого-то чему-то учить, нужно через это эффективно пройти). Главное же, по моему мнению, качество психолога - любовь к людям (детям). Ее должно быть ОЧЕНЬ МНОГО: чтобы терпеть выходки и срывы клиентов, не бояться их, иметь дело с грязными и плохо пахнущими, хамскими и грубыми, и все-таки видеть в них хорошее.

Абсолютно все начинающие психологи комплексуют, хорошие ли они психологи, настоящие ли. По-моему, задавать себе этот вопрос надо лишь после 5, а лучше 10 лет работы. Хороших психологов («психологов» в настоящем смысле этого слова) - единицы, и у них большой опыт. Все остальные - обычные "помогальщики", поэтому вы будет ничуть ни хуже, и не лучше всех других (по крайней мере, вначале). Так что не переживайте понапрасну!

Если реально поможете 2-3 людям - уже хорошо. И еще реально оценивайте обстановку: в школе психолог не "помогает детям", он - единица педагогического процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Психолог в школе, скорее, ближе к учителям, чем к детям, в том смысле, что действует в их интересах, а не в интересах детей. Такова уж эта работа.

Главное: не вбивать себе в голову, что психолог - особенный человек, обязанный быть добрым, чутким, понимающим. (Об этом вам будут говорить все окружающие – вы на это просто мудро улыбайтесь и молчите.) Дай Бог, чтобы через 10 лет вам таким стать (а не хотеть убить всех клиентов)!

Не особо забивайте себе голову идеями "помощи и спасения". Задача первых лет (особенно первого года) - освоиться и понять, нравится ли тебе эта работа (профессия), и - наладить контакт (с учителями, администрацией, детьми, родителями). И только это. Задача в последующие 3-5 лет - получение опыта и ощущения себя психологом. И только потом, может быть, удастся кому-то помочь или спасти (это большая ответственность).

Психолог в школе - обычная "хлебная" работа, в которой, как и в любой другой, главное - четко знать свои обязанности, чтобы не тянуть кучу дополнительной нагрузки, и стараться их выполнять. И если будет в школе хоть один человек, который улыбается и ласково треплет по голове младшеклашек, и к которому идут делиться проблемами и посоветоваться подростки, а родители пытаются хоть какие-то рекомендации претворить в жизнь - уже хорошо, вы - молодец!

И помните, что работать психологом плюс работать с людьми - это всегда нелегко. Но у вас были причины выбрать именно эту работу :).

С чего начать?

Вполне возможно, что сама жизнь вам это подскажет. Вот приходите вы на работу, и в первый день завуч/директор говорит вам: «А нам сейчас надо сделать то-то и то-то (провести тестирование, родительское собрание и пр.)». С этого и начинайте.

Если срочных пожеланий у администрации нет, то можно начать грамотно – как это написано в «Годовом плане работы школьного психолога». Вы ведь, среди прочей отчетности, его писали? Если нет, идите в местный методкабинет и просите образец.

Так же образцы подобных планов работы есть в книгах для школьных психологов. Конкретно посоветовать не могу - их сейчас много. Надо пойти на книжный рынок или в магазин и посмотреть хорошую книгу по этому вопросу. Но вам нужна именно та, где конкретно расписано, что и как делать (сейчас такие книги есть). Заглавие будет примерно такое: "Практическое пособие школьного психолога" или "Организация работы психолога в школе", или "Практическая психология образования". Открывайте и смотрите - в нужной вам книге все должно быть конкретно расписано, с опорой на документы Министерства образования, и дано много полезных вам рекомендаций.

Очень хороши в этом вопросе книги Натальи Самоукиной, а также большие толстые книги под редакцией И. Дубровиной, академика Реана. Много таких книг у издательств «Питер», «Феникс», «Владос».

Обычно в начале учебного года психолог занимается диагностикой набранных первых классов, составлением личных карт на первоклашек, проводит родительское собрание для родителей первоклассников, где рассказывает о результатах тестирование и отвечает на вопросы. Именно этим людям и этим детям сейчас нужна помощь – ведь они попали в совершенно новую среду и новый вид деятельности.

Попозже хорошо бы заняться пятиклашками – они тоже перешли в новую обстановку, из начальной школы в среднюю.

А еще попозже можно начать профориентацию среди старшеклассников – чтобы в течение всего учебного года они могли разобраться, к чему их тянет, к какой профессии есть способности, куда поступать и ходить на подготовительные курсы.

Что читать?

Книг сейчас очень много, и замечательно, что многие из них посвящены конкретным вопросам, - всё в них буквально разжевано, даны пошаговые инструкции. Обычно это книги издательств «Питер», «Феникс», «Владос», «АСТ-Пресс» и др. Идите в магазины или на книжный рынок и выбирайте. Или заходите на сайты этих издательств и смотрите.

Читайте и изучайте! Мне в свое время это очень помогало.

И, конечно же, надо познакомиться и наладить контакт с более опытным школьным психологом. Он сможет помочь вам во многих вопросах. Поспрашивайте, в какой школе есть толковый психолог и сходите к нему. Возможно, преподаватели вашего факультета психологии в чем-то вам помогут, - ведь где-то и у кого-то вы учились, пусть «старшие и опытные» товарищи вам подскажут.

А также поищите через поисковые системы сайты и форумы для школьных психологов. Там идет активный обмен опытом и практическими рекомендациями.

Чем я пользовалась, какой литературой при создании уроков?

Своей головой, опытом, рекомендациями коллег и нашим списком литературы.