Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.
— рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции; — определить правила обратной связи; — овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи; — повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи; — научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать; — дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей.
Продолжение. Начало здесь.
(Предупреждение учителю: при выполнении следующих упражнений могут возникать конфликтные ситуации. Напоминайте ученикам о соблюдении правил обратной связи. Тех, кто их не выполняет, прерывайте. Прямо или шуткой воспрепятствуйте вынесению на обсуждение потенциально конфликтных ситуаций или застаревших обид («Ну, мы знаем, что вы с Петровым еще в первом классе букварь не поделили!»). Напряжение можно снять путем открытого конструктивного обсуждения сложившейся ситуации, обидевшихся следует помирить.)
Сегодня мы потренируемся получать и давать обратную связь. При выполнении упражнений старайтесь не забывать правил обратной связи. Это не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Твои слова говорят о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе нравится или не нравится, что тебе близко или непонятно, приятно или неприятно, чему ты хотел бы научиться или что считаешь неприемлемым. Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Сядьте вместе (в круг, квадрат) так, чтобы у каждого оказался сосед справа. Начиная от водящего, по очереди, скажите соседу справа одно его качество, помогающее ему в общении, и одно — мешающее ему общаться. Кратко обоснуйте свою точку зрения. Замкнув круг, пересядьте, чтобы у каждого оказался новый сосед. Проделайте то же самое. Пройдите так 3-4 круга. Хотите ли вы получить обратную связь о том, какой вы в общении? Упражнение «Горячее место». Выполняется в группах по 6-8 чел. Желающий садится перед группой и рассказывает, какие, по его мнению, у него сильные и слабые стороны в общении (что получается хорошо, а что — не очень). Поощряются описания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе, за которым, однако, не стоит стремление что-то скрыть — иначе зачем выходить? Затем каждый член группы по очереди пусть скажет, в чем он разделяет мнение водящего о нем, а с чем не может согласиться. Соблюдайте правила обратной связи! Затем на «горячий стул» садится следующий желающий. По желанию водящего, может обсуждаться любой другой вопрос, о котором он хочет знать мнение группы (умеет ли он быть хорошим другом, интересный ли он человек и т.д.). Цель водящего — не переубедить группу, а узнать больше разных точек зрения о себе самом. Обсуждение. Предоставление и получение обратной связи — непростое дело, требующее выдержки, справедливости, предварительного обдумывания и взвешивания слов и мнений. Иногда оно может перерасти в конфликт! Вы это почувствовали. Что было самым трудным? Какие чувства вы испытывали, получая и давая обратную связь? Что вам понравилось? Нужна ли обратная связь в общении или можно общаться «за масками»? Упражнение «На что он похож?» («Ассоциации»). Выполняется в группах по 7-8 чел. Водящий выходит за дверь. Группа загадывает человека. Из оставшихся членов группы каждый (и сам загаданный) придумывает ответ на один из вопросов, характеризующих загаданного человека: — На какой цветок (дерево) он похож? — На какого героя книги (фильма)? — Какого он цвета? — Какое животное (птицу) напоминает? — С какой погодой его можно сравнить? — другие вопросы?… Приглашают водящего и называют ему всё, с чем можно сравнить загаданного человека. Водящий угадывает. Затем выбирают следующего водящего и загадывают нового человека. Упражнение «Кто это?». Учитель достает нарисованные на прошлом занятии автопортреты. Угадываем, кто изображен!
Процесс демонстрации и получения обратной связи, способствуя возникновению доверительной атмосферы, является важной составляющей эффективной коммуникации.
1. Что такое обратная связь в общении? 2. В чем ее функция (зачем она)? 3. Каковы правила обратной связи? 4. В чем плюсы открытого, искреннего общения «без масок»? Бывают ли ситуации, когда оно нецелесообразно?