Цель: показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса.
— раскрыть сущность поддержки и принятия в общении;
— научиться осуществлять поддерживающие действия;
— способствовать выработке установки на безусловное принятие партнера по общению;
— помочь учащимся стать более открытыми в общении.
Хотелось бы вам быть собеседником, с которым легко и приятно общаться, кому можно доверять, открыть чувства, поделиться проблемами? Иногда случается так, что даже близкие и родные друг другу люди не знают, что происходит в душе человека, живущего рядом.
Обсуждение. Почему так происходит?
Почти всегда так бывает из-за отсутствия доверия, потери контакта, боязни быть осмеянным, непонятым или неправильно понятым другим человеком. Зачастую страх этот реально обоснован — люди интуитивно чувствуют, настроен ли человек на понимание и принятие их проблем или на отвержение, неприятие чужих забот. Как мы это чувствуем?
Обсуждение. Чувствуете ли вы, когда вас выслушают и поймут, а когда — проигнорируют и оттолкнут? Какие чувства вы испытываете в том и другом случае? Как вы «вычисляете» возможную реакцию собеседника?
Нередко человек очень хорошо к вам относится, но это — в глубине души, а внешне его отношение к вам определить трудно: хорошее или плохое, нравитесь вы ему или нет, можно ли рассчитывать на поддержку и понимание с его стороны? Даже сам этот человек порой не рад своей сдержанности, скрытности, неумению демонстрировать свое расположение к собеседнику, из-за чего и собеседник напряжен, скован, не получается открытого непринужденного разговора.
Итак, как дать понять собеседнику, что он вам приятен, он вас интересует, как расположить его к себе и помочь открыться для обсуждения общих тем?
Первым и необходимым условием открытого общения является то, что собеседник вам приятен и вы хотите его понять. Ведь вы не получите никакого удовольствия от общения, при котором приходится пересиливать антипатию к человеку, да и он, конечно, это почувствует. Невозможно возлюбить кого-то по своему желанию, в нужный момент, но в ваших силах почувствовать легкую симпатию, дружелюбие, интерес к собеседнику. С этой целью давайте запишем в тетради несколько вопросов:
—Присмотритесь, что вам нравится в вашем собеседнике (собеседнице): лицо, улыбка, одежда, манеры, что-то еще?
—Чем он (она) мог бы вас заинтересовать?
—Возможно, вы с ним (с ней) примерно одного возраста, и в чем-то он или она похожи на вас?
—Что вам было бы интересно с ним (с ней) обсудить, о чем поговорить?
—Что бы вам хотелось от него (от нее) узнать, чему научиться?
Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Посмотрите на всех членов вашей группы и подумайте: кого из них вы меньше всего знаете, кто из них для вас — самая большая загадка? Сядьте рядом с этим человеком и постарайтесь узнать его или ее получше. В этом вам помогут вопросы, которые мы записали. Постарайтесь узнать как можно больше нового о партнере. На выполнение 5 минут.
Обсуждение. Какие чувства вы испытали? Что было трудней всего? Что вы поняли?
Вы заметили, что, прежде чем начать общаться, мы сели с собеседником рядом. Очень важную роль играет расстояние, на котором вы общаетесь. Перекинуться парой слов, чтобы узнать какую-то информацию, можно и с расстояния в несколько метров. Другое дело, если вы хотите наладить контакт с собеседником, приятно пообщаться на разные темы, лучше познакомиться. Оптимальным здесь будет расстояние, при котором вы бы легко могли коснуться человека, — расстояние вытянутой руки, 50-60 см. Стоит удобно сесть или стоять в удобной позе, чтобы чувствовать себя комфортно и никуда не спешить.
Желая произвести приятное впечатление, говорите спокойно, не кричите, не перебивайте собеседника. Внимательно слушайте, что он говорит, и старайтесь понять его точку зрения.
Улыбайтесь! Ничто так не располагает человека к вам, как ваша обаятельная искренняя улыбка. Вспомните, как часто именно улыбающиеся люди привлекают на улице наше внимание. Никаких нахмуренных бровей, сжатых губ и кулаков, презрительных ухмылок, взглядов свысока, процеженных сквозь зубы обидных слов — с человеком, которому вы хотите показать свою симпатию. Все это оставьте для неприятных вам людей. С приятным вам человеком будьте само внимание и дружелюбие.
Большое значение имеет установка на общение вообще — ваша коммуникативная позиция. По своему опыту вы наверняка знаете, как приятно общаться с человеком, который:
— относится к вам «на равных» (не «свысока» или заискивающе);
— называет вас по имени (а не кличкой, или искажая ваше имя, фамилию);
— говорит дружелюбным тоном, улыбается;
— уважает вашу точку зрения, не считает ее глупыми выдумками;
— искренен, не скрывает что-то, интригуя или обманывая;
— интересуется вами и сообщаемой вами информацией (а не эгоистично говорит только о себе).
Таким образом, успешная коммуникативная позиция характеризуется искренним расположением к собеседнику, пониманием и уважением его точки зрения, открытостью в выражении чувств, соблюдением правил общения, использованием навыков активного слушания.
«Великим инструментом» благожелательного отношения к собеседнику, выражающим вашу поддержку и принятие, является одобрение, похвала, признание достоинств человека. Именно вера в нас, в наши силы и возможности, в то хорошее, что есть внутри каждого человека, может подвигнуть на великие дела, достижение трудных целей, преодоление препятствий.
Обсуждение. После чего вам хочется сделать что-то хорошее, полезное для себя и других, вы чувствуете прилив сил и уверенности — после бурной эмоциональной разборки ваших проступков или после спокойного анализа плохого поступка, заканчивающегося выражением веры в то, что «твои светлые стороны и наличие массы достоинств в следующий раз возьмут верх над ошибочными действиями»? Как «надо вас ругать», чтоб это было с пользой, а не просто «сотрясанием воздуха»?
Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. В парах или тройках разыграйте ситуацию, где вы оказываете душевную поддержку собеседнику. По окончании группа анализирует, какие проявления поддержки вы применяли.
Давайте помогать друг другу общаться легче и эффективнее!
Внутренняя установка на принятие собеседника и внешние проявления поддержки являются атрибутами эффективного общения.
1. Что значит «поддерживать» собеседника?
2. Зачем нужна поддержка в процессе общения? Можно ли без нее обойтись?
3. Что может мешать «поддерживать»?
4. Как можно проявлять поддержку?