Память, ее процессы и виды (часть 2)

Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния.

Задачи

— рассмотреть основные процессы памяти и их особенности;
— изучить различные виды памяти и их функцию;
— понять различие механического и смыслового запоминания;
— научиться использовать различные виды смысловых связей и мнемонические опоры для запоминания информации;
— определить факторы забывания;
— научиться запоминать быстро, осмысленно, эффективно.

Предыдущая часть 1

Часть вторая. Виды памяти (продолжение). Мнемонические опоры

Ход урока

По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.

Обсуждение. Приведите примеры непроизвольного и произвольного запоминания.

Упражнение. Учитель на доске заранее пишет 10 слов, не показывая их классу (лужа, ракета, печать, яблоко, книга, кольцо, собака, открытка, лампа, балкон). Затем показывает слова классу и просит прочитать их про себя. После чего закрывает слова и просит написать эти 10 слов в тетрадях, — кто сколько запомнил.
Тем временем учитель пишет на другой доске другие 10 слов (ковер, сумка, календарь, бумага, телевизор, дверь, сорока, тарелка, ручка, арбуз). Показывает их ученикам и на этот раз просит внимательно посмотреть и запомнить все слова. После чего закрывает доску. Ученики пишут запомненные слова в тетрадях. Их количество- это объем вашей кратковременной памяти. Обычное для большинства людей количество слов равняется 7 +/- 2 (от 5 до 9).

Обсуждение. Сравните, сколько слов вы запомнили непроизвольно и — если ставили это своей целью. В чем разница произвольного и непроизвольного запоминания?

Известно, что лучше усваивается и запоминается тот материал, который, во-первых, интересен, а во-вторых, если человек не просто слушает, а еще и что-то делает с этими данными, находит в них связи и смыслы.

Упражнение. Учитель пишет на доске 15 слов (шкаф, медведь, стол, белка, груша, диван, тетрадь, персик, собака, кровать, книга, заяц, карандаш, яблоко, гусь). Пусть ученики запишут их в тетрадях по группам (мебель, животные, …). Затем закройте тетради и доску и вспомните все 15 слов, пользуясь знанием групп.

Упражнение. Учитель пишет на доске 20 слов (кольцо, бумага, часы, лампа, бусы, блокнот, стена, камень, цветок, школа, машина, девушка, ручка, дорога, корова, свет, письмо, рука, кирпич, радость). Пусть ученики запишут их в тетрадях парами, связав одно слово с другим какой-нибудь смысловой связью (корова-цветок, кольцо-рука, …). Записав пары слов в тетрадях, закройте листком левую половину пар и по словам справа, их смысловым связям, попробуйте назвать закрытые слова слева. Один ученик вспоминает слова слева, а его партнер затем — слова справа (естественно, предварительно закрытые).

Обсуждение. Сравните, насколько выше результативность осмысленного запоминания по сравнению с механическим заучиванием. Насколько легко вспоминать слова по смысловым связям, ассоциациям с чем-то? Как вы пользуетесь этим в жизни?

Еще одним приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ. (Например, я долгое время не могла запомнить, какой стороной вставлять нож в мясорубку. И тогда придумала: как вставший на дыбы конек, нож вставляется зубцами вверх).

Обсуждение. Какие мнемонические опоры, знаки есть у вас?

Следующая часть 3