В средней школе, в отличие от начальной, ученики уже способны выслушать и усвоить гораздо больший объем теории. Но сухая теория со множеством терминов им, конечно же, неинтересна. Огромными массивами абстрактной, зачастую оторванной от реальной жизни информации их бомбардируют на всех других предметах. Современная школа этим сильно грешит.
А ведь этот возраст является сензитивным для развития навыков общения — это написано во всех учебниках психологии; детей перестает интересовать учеба, а весь смысл их жизни начинают составлять друзья и совместные увлечения (и это совсем не школьные предметы, а — музыка, компьютерные игры и чаты, актуальные проблемы «нравлюсь — не нравлюсь», «любит — не любит», «хорош ли, интересен ли я», «каким меня видят другие»).
Наша школа слабо ориентирована на удовлетворение насущных запросов подростков. И здесь у школьного психолога/преподавателя психологии есть два выхода:
1. Если от вас требуют четкого следования темам министерской программы по психологии, то — что делать?! — следуйте. НО! Старайтесь, по мере ваших возможностей: а) излагать теорию простым и доступным языком и б) поясняйте ее на реальных примерах из жизни. Насколько возможно больше используйте диалогичные (а не монологичные), активные (а не пассивные) формы преподавания: дискуссии, обсуждения, диспуты, ролевые игры.
Ребята этого возраста просто жаждут быть выслушанными — им так не хватает этого в жизни, а последствия невыслушанности именно в этом возрасте могут быть огромны и далеко не радужны.
2. Если же вам повезло со школьным начальством, и вам предоставлена определенная свобода преподавания, то сделайте основной упор на общении учащихся с целью самопознания и познания других. То есть давайте как можно больше упражнений и тестов, направленных на изучение детьми своих особенностей, и обязательно поясняйте полученные результаты. Старайтесь связать их с жизнью, а еще лучше — показать, как это в жизни можно применить (закладывая тем самым основы будущей профориентации) или как с этим жить, и жить хорошо.
Также ребятам-подросткам крайне интересно: «а как это все у других?», «сильно ли я отличаюсь?», «есть ли подобные проблемы у кого-то еще?». Устраивайте обсуждения тем, проблем, вопросов, старайтесь создать доверительную обстановку, чтобы многие могли высказать свое мнение и получить ответы на свои вопросы.
А еще — устраивайте ролевые игры с розыгрышем реальных жизненных событий (пусть ребята сами предлагают сюжеты). Проживая ситуацию в игровом режиме, есть шанс испытать свои силы и опробовать различные варианты поведения (зачастую нового, обычно несвойственного), сломать стереотипы реагирования. И, возможно, что после этого, в реальной жизненной ситуации, подросток поведет себя намного конструктивнее.