Определение типа «Я-слушания» (Почему мы слышим другого человека именно так?) (часть 2)

Цель: научиться определять фильтры Я-слушания в общении, рассмотреть причины их возникновения.

Задачи

— помочь учащимся определить собственные фильтры общения;
— понять причины их возникновения;
— получить понятие о стереотипах и установках в общении;
— в тренинговых ситуациях увидеть их влияние на процесс общения;
— научить учащихся «очищать» Я-слушание от стереотипов и установок, замечая их и осознавая;
— сформировать у учащихся стремление к адекватному восприятию партнера по общению.

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая

Ход урока

Следующим фактором, могущим искажать восприятие собеседника и порождать фильтры Я-слушания, является установка — неосознанная готовность человека привычным образом, не анализируя, воспринимать и оценивать людей, а на все ситуации реагировать определенным, заранее сформированным образом действий. Установки формируются у каждого человека под влиянием окружающих людей, условий жизни, мировоззрения, личного опыта. Возникая задолго до начала реального процесса общения, они в дальнейшем могут существенно влиять на оценку и отношение к собеседнику.

Встречаются:
позитивная установка, при которой мы переоцениваем положительные качества и неосознанно выдаем человеку большой «аванс доверия» («Все вокруг такие милые», «Эта девочка -ангел, она просто не способна совершить плохой поступок»);
негативная установка приводит к тому, что мы видим в человеке только отрицательные черты и относимся к нему подозрительно, недоверчиво («Этот лохматый подросток всегда грубит мне, у него абсолютно отсутствует уважение к старшим», «У него всегда мысли в одном направлении — как бы чего стянуть»);
адекватная (реальная) установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы, что преобладает и как человек к этому относится.

Обсуждение. Приведите примеры установок различных типов. Какие установки преобладают у:
— вас,
— ваших родителей, родственников,
— друзей,
— окружающих людей?

Что бы вам хотелось исправить в этой ситуации?

Кроме установок, которые у каждого человека свои, индивидуальные, существуют «всеобщие установки» — стереотипы, — привычные упрощенные представления о ком-то или о чем-то, свойственные большинству людей вообще или каким-то социальным группам (возрастным, национальным, половым и т.д.).

Примеры некоторых стереотипов:
возрастные: «Ты молодой — значит сильный, здоровый и счастливый», «Все старики — злобные и ворчливые», «У молодых на уме только гулянки и выкачивание денег из родителей»;
национальные: «Хохлы — жадные собственники», «Для москвичей все другие — люди второго сорта», «Чукчи — тупые»;
половые: «У женщин все разговоры о тряпках, у мужчин — о деньгах и машинах», «Во всех поступках женщины руководствуются недалекой „женской“ логикой», «Мужчинам от женщин нужен только секс» и т.д.

Упражнение «Доска установок и стереотипов общения». Пусть весь класс разделится на две команды. Классную доску тоже разделите на две половины. Все члены каждой команды напишут по стереотипу или установке общения на своей половине. Затем можно продолжать писать по второму, третьему кругу — какая команда больше?

Упражнение. Составьте список своих установок и стереотипов общения. Будьте честными и беспристрастными с самими собой! Чем больше стереотипов в себе вы осознаете, тем реже будете общаться наобум, как придется, не управляя процессом общения и не получая желаемого результата. Выполнив это упражнение, вы научитесь воспринимать собеседника более адекватно.

Еще несколько факторов, влияющих на восприятие партнера по общению:
а) предубеждения — оценка каких-либо как хороших или плохих, не зная ни их лично, ни мотивов их поступков («Он наверняка хороший парень — ведь у него такой замечательный отец»);
б) физическое и душевное состояние человека (когда плохо себя чувствуешь, весь мир — мрачный и неприглядный, когда ты счастлив — все и всё вокруг чудесное);
в) стремление делать поспешные выводы, без конкретной, достоверной информации о человеке или ситуации;
г) стремление видеть человека определенным образом («Не хочу замечать его достоинства — я знаю, что он плохой!», «Я понимаю других лучше, чем они сами себя понимают»);
д) ригидность (негибкость) мышления — когда человек раз и навсегда составляет себе мнение о ком-то или чем-то, игнорируя в дальнейшем любую новую поступающую информацию, не меняя своей «закосневшей» точки зрения («Я знаю его с пеленок — он уже тогда был типичным бандитом!», «Говорите что хотите — а при Сталине жили по-настоящему правильно!»).

Вывод

Наличие установок и стереотипов в общении, эффекты искажения восприятия, предубеждения и многие другие факторы, порождая фильтры Я-слушания, могут значительно затруднять коммуникативный процесс.

Вопросы

1. Какие эффекты восприятия вы знаете?
2. Как они влияют на общение?
3. Что такое установка в общении? Какой она может быть?
4. Что такое стереотип? Какие они бывают?
5. Как установки и стереотипы влияют на общение?
6. Какие еще факторы могут влиять на наше восприятие партнера?
7. На ваш взгляд, какова основная причина ошибочных выводов о человеке или ситуации?